ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ.
Завтра РОССИЯ – СЕРБИЯ
Чемпионат мира по футболу в Бразилии станет экспериментальной площадкой для нового метода борьбы с допингом.
Планы Всемирного антидопингового агентства активизировать работу в игровых видах спорта, о которых "СЭ" писал две недели назад, будут реализованы во время самого рейтингового соревнования следующего года – чемпионата мира по футболу. Вчера на Всемирной антидопинговой конференции в Йоханнесбурге было объявлено о планах проверки участников турнира в Бразилии на основании данных так называемых "стероидных паспортов". Это означает, что 32 сильнейшим сборным планеты, в том числе российской, в ближайшее время предстоит поголовная "биологическая паспортизация".
"Стероидный паспорт" – это новый метод выявления запрещенных субстанций в биологических пробах спортсменов. Сначала антидопинговые органы собирают информацию о маркерах измененного метаболизма стероидов у конкретного спортсмена, а потом сравнивают ее с новыми данными, взятыми во время соревнований. Существенное отклонение от обычных показателей считается доказательством применения запрещенных препаратов, даже если сам допинг в анализах отсутствует. Предполагалось, что этот хитрый способ будет использоваться уже во время Олимпиады в Сочи, однако WADA не успело собрать необходимые данные и перенесло дебют "стероидных паспортов" на ЧМ-2014.
Для футболистов, которых до сих пор не слишком прессовали по поводу допинга (например, в этом виде спорта так и не был введен "паспорт крови", как в циклических дисциплинах), инициатива WADA может стать настоящим шоком. Ведь в ближайшие месяцы всем потенциальным участникам чемпионата мира (а их около тысячи человек) предстоит пройти тестирование для выявления базовых показателей "стероидных паспортов". Скорее всего, этим будут заниматься национальные антидопинговые агентства. И даже если игрокам нечего скрывать от антидопинговых органов, сам процесс может оказаться весьма дорогостоящим, утомительным и неподконтрольным футбольным властям.
– Работа по "стероидному паспорту" – это исключительно наш вопрос, – заявил "СЭ" исполнительный директор Российского антидопингового агентства Никита Камаев. – Безусловно, у нас есть взаимоотношения с Российским футбольным союзом. Но что касается программы введения "стероидного паспорта", то РФС никоим образом не может нам, скажем так, диктовать условия. Мы лишь обращаемся к ним за консультацией по местам нахождения спортсменов и по работе с врачами в оценке рисков применения запрещенных препаратов. Мы считаем, что футбол является менее рисковым с точки зрения применения запрещенных "стероидных препаратов", чем, скажем, штанга или другие скоростно-силовые виды спорта. Но я не исключаю, что мы будем работать в плане составления "стероидных паспортов" и по футболу.
– РУСАДА проводит самостоятельную политику и работу в области формирования "стероидного паспорта", и эту работу мы уже ведем с 2009 года, – также заметил Камаев. – Начиная с 2010-го собираем информацию и проводим исследования по "стероидному паспорту". Другое дело, что до сих пор эти данные не могли быть использованы для применения санкций к спортсменам, поскольку такая возможность не была законодательно утверждена WADA. Но мы набрали достаточный объем информации, чтобы уже сейчас полноценно говорить о том, что "стероидный паспорт" в России со стороны РУСАДА будет внедрен.
Вместе с тем, как сообщил "СЭ" источник в штабе нашей сборной, процедура оформления "стероидного паспорта" не станет для команды серьезной проблемой.
На международном уровне зеленый свет "стероидному паспорту" дадут в начале 2014 года. Однако в связи с его появлением на футбольном чемпионате мира смущает то, что на серьезных стартах данный метод пока не тестировался. Между тем опыт применения "паспортов крови" показал, что жертвы здесь могут оказаться самыми неожиданными. Например, знаменитая конькобежка Клаудиа Пехштайн, дисквалифицированная за абнормальные показатели ее гематологического профиля, судилась с антидопинговыми инстанциями почти пять лет и пока не доказала, что причиной "неувязки" в ее анализах стала наследственная болезнь. Не исключено, что будущим летом на месте немки окажется кто-нибудь из звезд футбола и скандал получит совершенно другой резонанс. Чего, видимо, и добивается WADA.