ЕВРОТУР. КУБОК "КАРЬЯЛА". Сегодня РОССИЯ - ЧЕХИЯ
Дневник корреспондента "СЭ" из расположения сборной России.Марат САФИН
из Хельсинки
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ ВУЙТЕК
Поездка от отеля до арены перед матчем со шведами прошла скучно. Все время пребывания на Кубке "Карьяла" я ездил в автобусе рядом с дебютантом сборной, защитником "Сибири" Виталием Меньшиковым. В этот раз он и еще два игрока – Михаил Григорьев и Илья Каблуков - поехали на арену на два часа раньше, так как не попали в игровой состав. Обсуждение финской природы, причины склонности народа Суоми к суициду и прочие темы пришлось отложить на потом.
На арене все было без изменений. Вместе со сборной России приехали чехи. Проходя мимо наших, главный тренер чешской сборной Вуйтек обнялся едва ли не с каждым вторым. И вправду, кто в России, кто хоть чуть-чуть работал в хоккее, не знает пана Владимира. Несмотря на поражение от шведов, тренер по обыкновению был жизнерадостен и приветлив.
ДВЕ САУНЫ
Одна из стен "Хартвалл Арены" – это скала, в которую вбита часть несущих свай. Сквозь них круглый год сочится вода. В дни сильных дождей и снегопадов пол в коридоре у раздевалок мокрый, но никто не обращает на это внимания. В одной из открытых дверей вдруг показались двое финских и один шведский сервисмены. Через некоторое время заглянул туда и чешский. Я решил проверить, что там за сборище, и увидел веселую картину: никого не стесняясь, прямо во время игры Россия – Швеция носильщики клюшек, точильщики и развешиватели маек под нехитрую закуску, ту, что едят хоккеисты во время матчей, соображали на четверых. Звали и русских, но наши отказывались – в сборной строжайший сухой закон. Интернационал недоуменно пожал плечами и продолжил.
Вообще, в "Хартвалле" необычайно уютно. Стадион в наших СМИ по инерции называют новым, хотя через полтора года ему будет 20 лет. Но это и неудивительно, стадион выглядит почти с иголочки. Коллектив, ежедневно следящий за ареной, насчитывает всего 24 человека, если не считать привлекаемый персонал в дни матчей или других массовых мероприятий. Директор арены, добродушный дяденька по имени Киммо, с удовольствием хвастался "самой длинной в Скандинавии барной стойкой", расположенной в фойе, а затем показал те самые знаменитые сауны, из которых можно смотреть хоккей. Оказалось, их целых две. Одна небольшая, в ложе за воротами, другая – общественная, намного больше по размерам. Причем смотреть хоккей можно исключительно из парной, наверное, чтобы даже унылое катание ваты казалось жаркой баталией. Раньше люди выходили из сауны в ложу в простынях, но потом эту опцию запретили, то ли из этических соображений, то ли беспокоились за здоровье банщиков – так ведь и простудиться недолго.
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ХОККЕЯ ПО-ФИНСКИ
Вообще, публичность и открытость для холодных и сдержанных финнов – весьма своеобразное понятие. Вот, к примеру, идет по финскому телеканалу вечерний матч Кубка "Карьяла" Финляндия – Чехия. В перерывах: прямое включение из раздевалки. Показали общий план из святая святых и в конце игры. Сначала перед командой выступил главный тренер Кари Ялонен. Затем включилась студия с комментатором и экспертами. Затем опять раздевалка. Кто-то идет в одном полотенце в душ. Кто уже вернулся оттуда и вешает полотенце на крючок… Режиссер нехотя переключает на студию. У ведущих никакой реакции, как будто все это в порядке вещей. При этом, надо думать, камера в раздевалке работать не перестает, и съемочная группа в ПТС, среди которых наверняка есть и женщины, продолжает видеть все, что там происходит. Самое интересное, что игроки наверняка знают об этом и совершенно не чувствуют себя дискомфортно. У нас бы наверняка был скандал. Это я не к тому, что нам надо перенимать финский опыт телепоказа. Просто любопытен сам факт.
Вообще, финны не гнушаются популяризировать хоккей самыми разными способами. Вот, к примеру, журнал Финской федерации хоккея Lejionat. На обложке – финская молодежная сборная в полном составе. С клюшками на берегу реки и в одних только шортах. Обложка журнала загибается – если развернуть, видно сразу всю команду. Делают правильно, привлекают женскую аудиторию. А может, и еще какую-нибудь другую.
Не менее интересный журнал SM Liiga. Листаешь – знакомые все лица: Кай Суйканен, Кари Киви, на развороте – хорошо известный омским любителям хоккея Петри Матикайнен со своей вездесущей бензопилой. Естественно, полуголый. Взгляд у Петри грустный-прегрустный, что вполне объяснимо: провалился с "Авангардом", затем со "Слованом" (0:12 в Москве словацкие болельщики будут ему вспоминать еще долго), а теперь и с "Пеликанс" идет только на 10-м месте. Сзади его верный помощник Паси Нурминен, тот самый, что протаранил головой кубок чемпионов мира в 2011-м, упав в невменяемом состоянии с трапа самолета. Бывший вратарь как будто бы глумится над грустью своего коллеги и друга: нацепил старую вратарскую маску, выпучил глаза и сложил руки на груди словно мумия.
УЛЫБЧИВЫЙ РЁНН
Но не только в журналах, но и на арене знакомые лица. Невиданная для КХЛ картина – улыбающийся бывший арбитр Юри Рённ. В России судья, обслуживавший матчи нашей лиги, если и улыбался, то только во сне. А тут сиял на все подтрибунное помещение. Закончив карьеру арбитра, Рённ стал главой судейского департамента финской лиги. Говорят, в КХЛ он получал гораздо больше, но, по словам коллег, Рённ – необычайный аскет. Кров, кровать и тумба – все, что ему надо для жизни.
– Как дела, Юри? – поприветствовал его я.
– Нормально. Как там в КХЛ, как наш арбитр из Финляндии Антти Боман?
– Так себе. Катается по площадке пассажиром, а русские судьи за него принимают решения, – пошутил я.
– Вот и правильно! Моя школа! – нашелся Рённ.
Игроки нашей сборной также приветствовали бывшего рефери, но лишь кивком головы издалека. Впереди был ответственный матч с чехами, некогда было отвлекаться на судей.