Василий Тихонов: "Деспотичность Сумманена - миф"

Telegram Дзен

МЕЖСЕЗОНЬЕ

Владимир ЮРИН
из Нижнего Новгорода

Пожалуй, из иногородних участников турнира в Нижнем Новгороде наибольшее внимание прессы и болельщиков приковано к "Авангарду". Корреспондент "СЭ" не стал исключением и после первого игрового дня обстоятельно побеседовал со старшим тренером омской команды Василием Тихоновым.

- Разговоры о том, что "Авангард" возглавит известный иностранный специалист, велись давно, а вот ваше приглашение в омский клуб в конце прошлого сезона стало в какой-то степени сенсацией. Ведь в последние годы вы отошли от тренерской деятельности для того, чтобы помочь сыну Виктору закрепиться в НХЛ. Что же заставило вас принять предложение "Авангарда"?

- И два года назад, и в прошлом сезоне мне предлагали должность главного тренера в клубах КХЛ, но я был обязан посвятить какое-то время подготовке своего сына. Теперь Виктор крепко стоит на ногах, и у меня появилась возможность вновь вернуться к тренерской деятельности. Что же касается предложения из Омска, то над ним я долго не раздумывал. Да, приглашение поработать с клубом перед началом плей-офф было неожиданным, но руководители "Авангарда" не просто так пошли на такой шаг по ходу сезона - видимо, они хотели, чтобы мы сумели понять, в чем причины неудачной игры. Конечно же, мы были должны пройти как минимум первый раунд Кубка Гагарина, но по большому счету уже тогда готовились к следующему сезону. Было ясно, что если бы мы приняли команду по окончании чемпионата, то не узнали бы истинных возможностей игроков. А так через игры все стало ясно - разобрались, с кем нам по пути, а кто должен покинуть команду.

- То есть, принимая "Авангард", Сумманен и вы никакого страха за результат не испытывали?

- Конечно же, перед нами сразу поставили задачу пройти в плей-офф как можно дальше, но на тот момент мы не смогли этого делать. Тем не менее сразу увидели, что у этой команды есть потенциал, и не боялись поставить на кон свою репутацию. По окончании сезона в прессе нас, надо признать, изрядно "пополоскали", но это не страшно. Думаю, сейчас мы создаем очень хороший коллектив.

- За Сумманеном закрепилась репутация довольно жесткого и даже в чем-то деспотичного тренера. Однако из разговоров с хоккеистами у меня сложилось мнение, что они очень довольны сотрудничеством с финским специалистом.

- Я с Раймо знаком еще со времен работы в Финляндии. Возглавляемые нами клубы нередко бились между собой не на жизнь, а на смерть, но это не отразилось на наших взаимоотношениях. Мы уважаем друг друга. Сейчас в работе у нас нет никаких проблем.

Что же касается жесткости и деспотичности Сумманена, то это явное преувеличение, миф. Раймо действительно очень эмоциональный человек, он ненавидит проигрывать, впрочем, как и я. И именно поэтому эмоции его иногда перехлестывают. Могу сказать, что он глубоко порядочный человек и очень хорошо относится к игрокам, если они выполняют его задания и бьются на льду до последнего. Сумманен горит хоккеем и готов работать 24 часа в сутки. С ним очень интересно. Думаю, он многое привнесет в "Авангард".

Разговоры же о его жесткости, на мой взгляд, ведут те, кому не нравится такой стиль работы. У нас же в команде никаких конфликтов нет. Мы пытаемся привить ребятам мысль о том, что они настоящие профессионалы. Как мне кажется, игроки это уже понимают.

- Вы сказали, что Сумманен - очень эмоциональный человек, но в матче против "Торпедо" вы более энергично делали замечания игрокам.

- Раймо был очень эмоционален в самом начале матча, когда увидел, что игра складывается не по тому сценарию, который мы разработали. Пиком эмоций стали два ненужных удаления, результатом которых стал пропущенный гол. Здесь-то и проявилось его желание победить - он взял тайм-аут и очень жестко сказал ребятам, что они играют не в тот хоккей. Через некоторое время он вообще отправил в запас одного опытного игрока, поставив вместо него молодого, чтобы дать понять команде: отклонение от плана на игру недопустимо. И это в итоге подействовало. А мои эмоции… Я просто подсказывал хоккеистам, как надо играть в той или иной ситуации.

- На ваш взгляд, насколько нынешний состав "Авангарда" готов решать высокие задачи, которые наверняка будут стоять перед командой в наступающем сезоне?

- Любой клуб нуждается в усилении, поэтому я бы не хотел сейчас говорить о каких-то задачах. Наша главная цель - из хороших и очень хороших игроков создать боеспособный коллектив, где все 20 человек будут биться только за победу. Мы хотим играть в современный, активный хоккей, который будет нравиться нашим болельщикам. В Омске очень любят "Авангард", на недавний контрольный матч с "Югрой" пришли восемь тысяч болельщиков. Поэтому мы не имеем права разочаровывать столь преданных поклонников.

Считаю, клубный менеджмент провел очень грамотную точечную селекцию. Нам необходимо было создать первое звено, и оно у нас уже вырисовывается во главе с Ягром. Думаю, уже просматриваются вторая, третья и четвертая пятерки, то есть картина в принципе ясна. В то же время мы считаем, что должны дать возможность играть всем, поэтому у нас задействованы оба вратаря и все игроки, которые с нами тренируются. Они играют и в большинстве, и в меньшинстве, и в равных составах, чтобы потом никто не мог сказать, что он не получил шанса. Поэтому мы не боимся дать поиграть молодым ребятам.

- Наличие в составе такого суперзвездного игрока, как Яромир Ягр, - огромное подспорье для любого тренера. Но порой хоккеисты такого уровня бывают достаточно капризными. С Ягром таких проблем нет?

- Я помню Яромира еще по НХЛ, когда он играл в "Питтсбурге", а я работал в "Сан-Хосе". Он никогда, несмотря на звездный статус, не позволял себе никаких непростительных вещей. Поработав с ним в "Авангарде", еще раз убедился - Яромир живет хоккеем. Его не нужно заставлять, он все время занимается дополнительно, приходит тренироваться даже в выходные! И такое отношение к делу - большая помощь тренерам. Другие игроки видят, как работает суперзвезда, и просто не могут тренироваться без усердия.

- Как сейчас обстоят дела у вашего сына? Предстоящий сезон он проведет в НХЛ?

- Честно говоря, я был против, чтобы Виктор уезжал в НХЛ сразу после того, как его выбрали на драфте новичков. Я считал, что еще как минимум два сезона он должен был поиграть в России. Но в тренировочном лагере "Финикса" он настолько хорошо смотрелся, что сразу подписал контракт и попал в основной состав. Сезон-2008/09 он отыграл полностью, пропустив из-за травмы лишь 20 матчей. Однако в том сезоне "Финикс" восьмой раз подряд не попал в плей-офф, и руководство клуба решило сделать ставку на более возрастных игроков. Именно поэтому в тренировочном лагере Виктору и еще двум молодым игрокам - Микаэлю Бодкеру и Кайлу Торрису - сказали, что сезон-2009/10 они проведут в фарм-клубе. При подписании контракта мы прогнозировали такое развитие ситуации, поэтому внесли в договор пункт о том, что при подобном развитии событий Виктор сможет врнуться в Россию. Что он и сделал. Из уважения к руководству "Финикса" Виктор месяц провел в тренинг-кемпе, а потом приехал в "Северсталь", где провел великолепный сезон.

Сейчас у него последний год контракта, и предстоящий сезон сын наверняка проведет в НХЛ. Мы уже просили руководство клуба об обмене, потому что как минимум 15 команд сразу готовы предоставить Виктору место в своем составе. Пока он самостоятельно занимается в Сан-Хосе, но в конце месяца полетит в Финикс, где и продолжит подготовку к сезону. Но я бы хотел, чтобы через какое-то время он вернулся играть в Россию.