Назад в семидесятые

Telegram Дзен

Как в понедельник сообщал "СЭ", в субботу на матче "Динамо" - "Ак Барс" был установлен московский рекорд посещаемости на игре чемпионата страны - 12 500 зрителей. Наш корреспондент попытался разобраться в ситуации.

Популярность "Динамо" в нынешнем сезоне - настоящий феномен. Хотя бы потому, что по 5500 зрителей на домашних матчах (а такова средняя посещаемость команды в чемпионате-2010/11) бело-голубые в постсоветской хоккейной истории прежде не собирали. Ни в локаутный сезон-2004/05, когда под руководством Владимира Крикунова уверенно выиграли и регулярное первенство, и плей-офф. Ни в первый год существования КХЛ, когда команда другого Владимира - Вуйтека остановилась в шаге от финала Кубка Гагарина. Ни в прошлом чемпионате, когда под задачу победы в плей-офф в Лужниках собрали дорогущую сборную зарубежных звезд.

На Крикунова и Ко в среднем ходило по 4400 зрителей. На команду Вуйтека - столько же. На коллектив Хомутова - Гудлера - Житника - 4700. Цифры сами по себе достойные. Очевидно, что на пристрастия постсоветского динамовского болельщика влияет по большому счету один-единственный фактор. Выигрывает команда, претендует на чемпионство - народ валит на хоккей. Барахтается в низах турнирной таблицы - про нее мгновенно забывают. Недаром в послелокаутном сезоне-2005/06 (финансовый крах бело-голубых, отъезд всех звезд золотого состава и вылет в первом раунде плей-офф) столичный клуб резко потерял в зрительских симпатиях, не собирая и трех тысяч человек на домашних матчах.

А вот в прошлом году, несмотря на все провалы и спады, динамовская команда тем не менее выглядела в глазах болельщика привлекательно. Гудлер и Ко играли в яркий хоккей, красиво побеждали в Лужниках "Ак Барс", СКА и "Авангард", много забивали и много позволяли забить сопернику. В Кубке Гагарина это зрелищное разгильдяйство аукнулось им по полной программе, но в гладком турнире, наоборот, добавляло популярности и "рейтинга".

Нынешнему "Динамо" зрелищным хоккеем да обилием звезд в составе похвастать трудно. А потому главный сюрприз - не в самих зрительских рекордах, а в том, что в нынешнем сезоне для привлечения болельщиков, как выяснилось, не требуется приглашать топ-игроков, таких как Гашек, Федоров или Набоков. Не требуется выигрывать со счетом 5:3 или 6:4. Еще осенью казалось, что именно пополнившиеся громкими именами "Спартак" и ЦСКА будут собирать в своих дворцах аншлаги. Но сейчас армейцы по посещаемости уступают бело-голубым в два с половиной раза, хозяева Сокольников - в два. Причем показатели столичных неудачников были бы еще хуже, если бы не постоянные дерби - гарант массового присутствия тех же динамовцев на трибунах.

В 70-е, кто помнит, 12-тысячная аудитория на матчах хоккейного чемпионата СССР была привычным явлением. Правда, и выступали в составах московских клубов сплошь суперзвезды - Третьяк, Харламов, Мальцев, Якушев… Нынешнее "Динамо" на том фоне выглядит абсолютно беззвездным. И феномену-2010 можно найти только одно логическое объяснение. В Москве существует масса людей, которые готовы ходить на хоккей "просто так". На матчах КХЛ все чаще появляется публика без специфических, "элитарных" знаний. Та, которая и понятия не имеет, что словацкий легионер бело-голубых Штрбак уже выступал в чемпионской команде - "Локомотиве" Вуйтека девятилетней давности. Которая не знает, сколько голов забил Комаров в свитере сборной Финляндии на чемпионатах мира.

Руководители нашей лиги без устали говорят о том, что задача КХЛ - превратить российский чемпионат в индустрию досуга и развлечений по образу и подобию НХЛ. В регионах аншлаги на хоккее давно стали обычным явлением. Теперь и в Москве, судя по посещаемости "Динамо", есть все предпосылки для прорыва на новый уровень. Кстати, на выходных число зрителей, посетивших все матчи чемпионата КХЛ с начала сезона, перевалило за два миллиона (для сравнения - на матчах футбольной премьер-лиги-2010 побывало 2 900 000 болельщиков). По сравнению с тем же периодом сезона-2009/10 рост посещаемости по лиге составил шесть процентов. Причем, если бы не провалы ЦСКА и "Спартака", цифра была бы еще выше.

Есть у столичного хоккея еще один повод для оптимизма. Следующий чемпионат РФПЛ из-за перехода на "осень - весну" растянется на полтора года. В этих условиях наверняка упадет привлекательность матчей, которые состоятся в 2011-м. Потому что чемпион будет определяться только весной 2012-го. С точки зрения бизнеса клубы из Москвы обязаны ухватиться за этот шанс обеими руками. Вот только, боюсь, бороться за десятитысячную аудиторию при нынешней инфраструктуре не менее трудно, чем пытаться собрать "мерседес" в средневековой каретной мастерской.

Вы не задумывались, почему во время выходных в московских кинотеатрах и развлекательных центрах не протолкнуться? Даже при кусающихся ценах? Да просто там вкусно кормят, наливают пива и чего покрепче, предлагают развеяться игрой в боулинг и бильярд. Качество предлагаемого параллельно зрелища - ширпотребный голливудский фильм или монитор с трансляцией лигочемпионских матчей трехдневной давности - этим "аншлагам" ничуть не мешает.

В московском хоккее роль такого "развлекательного центра" способна играть только Ходынка. Ведь не совсем правильно утверждать, что секрет роста посещаемости нынешнего "Динамо" - исключительно в частичном переезде на имеющий большую вместимость "Мегаспорт". Эта арена, набитая сувенирными лотками и мини-барами, идеальное в сравнении с домашними "сараями" ЦСКА и "Спартака" место для отдыха.

Общеизвестно, что с некоторых трибун Ходынки площадку видно гораздо хуже в сравнении с теми же Сокольниками. Но аншлагам на матчах сборной - а теперь и чемпионата КХЛ - этот недостаток почему-то не мешает. Ведь современный массовый зритель идет на арену не за тем, чтобы в подробностях уловить все детали 60-минутного ледового действа. Оно интересно небольшим группам: фанатам-"профессионалам", аналитикам, экспертам, скаутам, журналистам. Болельщику-любителю важно, чтобы его команда просто постоянно выигрывала. Как это делает в сезоне-2010/11 "Динамо".

Но дело, конечно, не только в победах. Гендиректор "Динамо" Андрей Сафронов в разговоре с моим коллегой Михаилом ЗИСЛИСОМ отметил, что "Мегаспорт" - географически более удобный дворец. Добираться в морозную погоду в Лужники не очень комфортно. Тогда как на Ходынку проще подъехать на машине.

- Говоря о комфорте, понимаете, что в Москве более требовательная публика, которая ждет самого лучшего сервиса?

- Наверное, соглашусь с этим. Но пока нам не по силам создать такой сервис. Ближе к старту плей-офф будем стараться сделать лучше. Например, открыть на арене дополнительные буфеты или рестораны. Проблема в том, что везде мы находимся в гостях - как в Лужниках, так и на Ходынке.

- Финансово клуб получает дивиденды от хоккейного ажиотажа?

- Аренда "Мегаспорта" обходится достаточно дорого, чтобы можно было говорить о прибыли. Появится свой дворец - другое дело. Пока арены не принадлежат клубам или не находятся у них в долгосрочной аренде, рассчитывать на то, что можно создать индустрию развлечений, как в Канаде, не стоит. К 2016 году у "Динамо" должен появиться собственный дворец в Петровском парке, где будет построен многофункциональный комплекс. Там найдется место и для футбола, и для волейбола, и для торгового центра.

В идеале Москве нужна не одна, а три "Ходынки" - по одной на команду. Ведь из-за проблемы "гостевого" положения в уже существующих дворцах, упомянутых Сафроновым, клубы здорово теряют в посещаемости. Вспомните дурацкую ситуацию, возникшую в середине прошлой регулярки. Из-за организации детских праздников старое "Динамо" в период с 20 декабря по 10 января было вынуждено играть исключительно на выезде. При том что три новогодних недели - едва ли не лучший шанс собирать постоянные аншлаги.

Способов борьбы с подобными абсурдными ситуациями на самом деле уйма. Долгосрочная аренда "Мегаспорта", на которую московские клубы могли бы скинуться в складчину. Запуск проектов по возведению собственных дворцов, к которому уже приступили бело-голубые.

Столичные команды просто обязаны взять пример с минского "Динамо". Белорусы, играя на построенном тридцать лет назад дворце (уменьшенная в полтора раза копия Сокольников), еще год назад были абсолютными аутсайдерами КХЛ по посещаемости. А через несколько месяцев после открытия нового 15-тысячника вышли на первое место по количеству зрителей на домашних матчах.

Андрей КУЗНЕЦОВ