Мирослав Шатан: "НХЛ проснулась слишком поздно"

Telegram Дзен

Вчера первую тренировку в составе московского "Динамо" провел чемпион мира-2002, один из лучших игроков в истории словацкого хоккея

Андрей КУЗНЕЦОВ
из Новогорска

Первый день Шатана на российской земле получился чрезвычайно напряженным. В Москве его рейс приземлился в три ночи. Времени на сон после приезда на клубную базу в Новогорске оставалось совсем немного - утром 36-летний ветеран уже тренировался вместе со своей новой командой. Кстати, ледовое занятие команды Олега Знарка получилось сверхнасыщенным - Шатан и Ко работали на льду почти три часа.

После тренировки дел у словака не убавилось - он и свой угол в раздевалке обживал, и клюшки получал, и фотографировался. Над бегающим по базе Шатаном подшучивал Майкл Гарнетт. "Мирослав, помнишь мои вытаращенные глаза? - с улыбкой кричал чемпиону мира канадский вратарь. - Я был прыщавым подростком из детской школы, который постоянно приходил поглазеть на твои тренировки с разными клубами НХЛ. А теперь мы словно поменялись ролями: я здесь ветеран, а ты бегаешь туда-сюда, как мальчишка".

- Ваш переезд в КХЛ получился достаточно неожиданным, - обратился ваш корреспондент к Шатану. - Расскажите, как пришли к такому решению.

- В конце декабря почти подошли к успешному завершению мои переговоры с "Атлантом". И вдруг позвонил Мартин Штрбак: "Миро, в нашем "Динамо" заинтересовались твоей персоной. Тебе интересно стать моим одноклубником?" Я попросил агента начать переговоры, тот связался с менеджерами московского клуба. Все оказалось настолько интересно, что о всех деталях сделки удалось договориться всего за несколько дней. Имея подписанный контракт, на сборы в Россию потратил всего пару дней.

- В чем была главная причина того, что вы предпочли ехать в "Динамо"?

- Мне понравилось, что в команде большая колония чехов и словаков. Это был важный момент во время переговоров.

- Однако и за "Атлант" выступает ваш соотечественник Обшут, а также чех Иргл.

- С этими игроками я просто знаком, а Штрбак - один из самых близких моих друзей. С ним мы трижды завоевывали медали чемпионатов мира - от золота до бронзы, да и вне хоккейной площадки пережили немало. И всегда хотели поиграть вместе не только в сборной, но и в клубе.

- Может, вам не хотелось работать под руководством Милоша Ржиги? Известно, что со многими сложившимися звездами из Чехии и Словакии - например, с Ягром - у нынешнего тренера "Атланта" отношения не складывались.

- Мы с паном Милошем, наоборот, большие приятели. Во время локаута в НХЛ я отдыхал почти полсезона. А потом позвонил Ржига и пригласил в свою команду - он тогда работал в братиславском "Словане". Там я выступал с большим удовольствием, мы стали победителями чемпионата. Но Штрбак привел еще один аргумент. "Мы в прошлом году едва не выиграли финал плей-офф и сейчас ставим перед собой столь же большую цель", - сказал мне Мартин. А я очень люблю быть в составе амбициозных клубов.

- В "Динамо" все под впечатлением от ваших богатых познаний в русском языке...

- А как может быть иначе, если я восемь лет учил его в школе? Во время многочисленных встреч сборных России и Словакии я свободно объяснялся с вашими хоккеистами, иногда и выругаться в их адрес мог (смеется). К тому же едва ли не в каждом клубе НХЛ у меня были русские партнеры. В "Айлендерс" выступал в одной тройке с Яшиным. Между собой мы часто говорили по-русски, да и третьего форварда из нашего звена пытались приучить. Вот только им был швед Маттиас Вайнхандль, все лингвистические таланты которого заканчивались на английских словах. Плохой оказался ученик (улыбается). В "Баффало" интересным собеседником был Афиногенов, а с Житником мы и вовсе дружили. Где он сейчас, кстати?

- Не сумел найти себе место в клубах КХЛ, уехал на вынужденный отдых в Америку. А остальные упомянутые вами хоккеисты выступают в Петербурге, в составе одного из вероятных кубковых соперников "Динамо".

- Знатная была бы встреча.

- До переезда в КХЛ ваши отношения с Россией заключались в соперничестве на уровне сборных.

- Да, и итоги этого соперничества были порой диаметрально противоположными. На Олимпиаде-1994 в Норвегии я забил девять голов (этот показатель стал лучшим на турнире. - Прим. А.К.). Однако в плей-офф мы вылетели после первого же матча, проиграв в овертайме как раз России. А спустя восемь лет финал чемпионата мира завершился гораздо удачнее (улыбается). Мы его выиграли, а я забил гол.

- С ощущением "месть состоялась"?

- К реваншистским настроениям не располагал состав команды. Ведь в нем из проигравших России в 1994-м были только я да Жигмунд Палффи. Поэтому и планы перед тем легендарным финалом были совершенно иными - все мечтали о первых в истории страны золотых медалях. Мечта сбылась.

У меня с вашей страной вообще почти одни приятные ассоциации. Помимо самого памятного финала, был еще и ЧМ-2000 в Питере, где мы сенсационно взяли серебро. Да и три с половиной года назад мне очень понравилась организация мирового первенства в Москве - все было интересно и душевно. Поэтому в Россию ехал с удовольствием.

- Сезон-2010/11 вы начали в "Словане" в статусе главной звезды словацкой лиги. Почему сыграли всего 10 матчей за три месяца?

- Все дело в том, что я не хотел подписывать с командой из Братиславы долгосрочный контракт. Иначе возникли бы проблемы в том случае, если бы появился вариант в НХЛ. Вот Марек Сватош, уехав из Сибири, подписал контракт с "Сент-Луисом". Однако из-за контракта в Омске заокеанская лига заставила его пройти через драфт отказов, с которого Сватоша забрал "Нэшвилл". А он туда вообще не собирался ехать и попал в очень неприятную ситуацию.

Вот я и берег себя во время выступлений за "Слован": меня перед каждым матчем вводили в список новичков команды, а после "отчисляли". Да и с незалеченными травмами на лед не выходил. В таких условиях отметиться впечатляющей статистикой было невозможно.

- В Словакии писали, что осенью вы отказывали одному клубу НХЛ за другим - "Монреалю", "Сент-Луису".

- С последним клубом действительно шли предметные переговоры. Парадокс, но самое лучшее предложение я получил на следующий день после того, как подписал контракт с "Динамо". Называть клуб не буду, не вижу в этом смысла. Ведь на звонок из-за океана я ответил: "Извините, ребята, вы опоздали, я своего слова не нарушаю".

А до приглашения в Россию договариваться с НХЛ мне мешали не только денежные вопросы, но и желание сыграть на домашнем чемпионате мира. Ведь за океаном в январе усиливаются только те клубы, которые нацелены далеко пройти в плей-офф. Подписав там контракт, я сильно рисковал пройти мимо выступлений сборной в Братиславе.

К тому же договариваться с североамериканскими и канадскими менеджерами с каждым годом становится все труднее. Посмотрите, в какую ситуацию попал Набоков - после отъезда из России он не получил ни одного интересного предложения. Увидев, что такой именитый и звездный вратарь не может найти себе работу, подумал: "Пока не поздно, надо рассматривать варианты в других чемпионатах". Сначала был "Атлант", остальное вы знаете…

- Почему НХЛ стала такой скупой?

- Ее к этому подтолкнули итоги двух последних Кубков Стэнли. Чемпионы - "Питтсбург" и "Чикаго" - были командами игроков моложе 25 лет, костяк которых состоял из канадцев и американцев. А возрастными европейскими звездами интересоваться там сейчас не модно - все берут пример с "Пингвинов" да "Ястребов". Это же нонсенс, когда тому же Ягру летом предлагали в НХЛ унизительные для его имени деньги. Но Россию такая политика должна радовать - ведь теперь опытные мастера охотнее едут к вам.

- В прошлом году вы в январе подписали контракт с "Бостоном" и играли за 800 тысяч. Предложенная "Динамо" зарплата отличается от этих цифр?

- Позвольте уйти от прямого ответа на этот вопрос. Не потому, что мне нынешний контракт не нравится - здесь все наоборот. Но в конце карьеры задумываешься не о количестве нулей в ведомости, а о более высоких целях. В "Бостон" я ехал для того, чтобы получше подготовиться к Олимпиаде в Ванкувере, ну а российская лига станет для меня абсолютно новым опытом. Кстати, мои лучшие помимо Штрбака друзья-словаки - Штумпел и Демитра - выступают в одной конференции с "Динамо". В плей-офф посмотрим, кто сильнее (улыбается).

- Первоначально вы просили в "Динамо" 11-й номер, в итоге остановились на 80-м. Несколько лет назад в Америке произошла забавная история: едва пошли слухи о том, что форвард Шатан собирается взять номер "666", НХЛ выпустила специальное постановление. И в нем обязала всех хоккеистов играть под номерами от "1" до "98" (99-й навечно закреплен за Гретцки). Между тем КХЛ о столь же строгих ограничениях не объявляла...

- (Смеется.) Вы хотите сказать, я прогадал и упустил шанс нарисовать три цифры на свитере? Между тем в "Динамо" 66-й номер был свободен, но я решил, что впечатляюще эти "урезанные" цифры не выглядят.