Дождь и слезы

Telegram Дзен

В субботу Ярославль простился с командой, погибшей 7 сентября в катастрофе Як-42

Людской поток не иссякал шесть с лишним часов. Около ста тысяч людей, вымокших до нитки от проливного дождя, стояли часами в ожидании прохода на арену, ставшую для многих ярославцев вторым домом. Молодые и пожилые, дети и женщины, те, кто ходили на каждый матч "Локо" и пока ни разу в ледовом не побывавшие.

Для того чтобы понять, что такое хоккей в Ярославле и что для города значила ЭТА команда, надо было хотя бы раз сходить на "Локомотив"…

* * *

В шесть утра в Успенском соборе прошло отпевание. Храм вместил порядка двух сотен человек, еще около ста остались на улице, возле машин "Скорой помощи". Среди приехавших ранним утром проститься с хоккеистами, тренерами и сотрудниками "Локомотива" было все руководство клуба, бывшие ярославские игроки.

Уже в семь утра во всех цветочных киосках образовались очереди. Трудно представить, какая бы давка могла образоваться, если бы город, сплотившийся вокруг всеобщего горя, не встретил его организованно и с пониманием масштаба произошедшего.

Продавщицы работали по двое-трое, еле успевая отсчитывать розы, гвоздики, хризантемы: по две, четыре, десять, двадцать. Черные ленты к букетам прилагались бесплатно. Две улицы, ведущие к "Арене-2000", из-за наплыва народа пришлось перекрыть.

Из 36 членов погибшей команды в Ярославле предстояло захоронить 14: Баландина, Васюнова, Кирюхина, Снурницына, Ткаченко, Урычева, Ярчука, врача Зимина, администратора Пискунова, тренера-методиста Сидорова, видеооператора Бахвалова, массажистов Беляева, Кунова и Кузнецова. Девять тел к субботе уже успели отправить в другие города и страны. Чехов Вашичека, Марека и Рахунека, белоруса Салея, украинцев Аникеенко и Собченко, омича Вьюхина, тольяттинца Калимулина, челябинца Калянина. Тела Траханова и Дитриха оставались неопознанными.

Еще одиннадцать тел - Демитры, Клюкина, Лива, Остапчука, Скрастыньша, Чурилова, Шувалова, тренеров Карповцева, Королева, Кривоносова и Маккриммона должны были доставить к местам захоронения после субботней церемонии прощания, и к восьми на "Арену-2000" привезли 25 гробов.

* * *

В городе только и разговоров о том, что разбилась команда. И нескончаемые вопросы без ответов. Почему? За что? Можно ли было спасти хоть кого-то?..

Любимец Ярославля Иван Ткаченко, единственный, кто оставался в "Локомотиве" из золотой команды Владимира Вуйтека. Ваня отдал клубу десять сезонов. Его фотографиями обклеены стены дворца. Возле них - горы цветов, почти с человеческий рост.

У Ткаченко осталось две дочки, за два дня до трагедии жена сообщила Ивану радостную весть - врачи сказали, что их третий ребенок, который должен появиться на свет в январе, - мальчик. Ткаченко находился в злополучный день в той части Як-42, что рухнула в воду. Он утонул, не сумев выбраться из салона. Шансов на это в той ситуации не было ни единого. Как и у другого лидера команды чеха Вашичека, находившегося в самолете рядом с Ткаченко.

Таких историй, леденящих душу, сейчас в Ярославле - на каждом шагу.

Двадцатилетние вдовы, сорокалетние родители, потерявшие своих сыновей. Страшное, жуткое зрелице… И слезы, слезы, слезы…

* * *

Команды лиги прибывали проститься с близкими товарищами и друзьями одна за одной. "Атлант", "Ак Барс", "Витязь", "Динамо", "Северсталь", "Спартак", ЦСКА, "Торпедо" - в полном составе. Остальные клубы прислали в Ярославль своих представителей. Почти во всех из 23 команд лиги есть тренеры и игроки, когда-то работавшие и игравшие в "Локомотиве".

Приехало все руководство РЖД, КХЛ и ФХР, ветераны хоккея - Якушев, Мышкин, Крутов и другие. Президент ИИХФ Фазель, министр спорта Мутко, главный тренер сборной России Билялетдинов, экс-губернатор Ярославской области Лисицын. Илья Ковальчук, Максим Афиногенов с Еленой Дементьевой, футболисты ярославского "Шинника". Разделить ярославское горе пришли и прилетели главный тренер золотого "Локомотива" Вуйтек, многие экс-игроки ярославской команды - Антипов, Вишневский, Варламов, Гребешков, Гуськов, Иргл, Красоткин, Михнов, Мозякин, Непряев, Петерек…

Премьер-министра страны Владимира Путина ожидали к концу траурной церемонии - к 12.30. Он и прибыл примерно в это время, однако людское море по-прежнему не иссякало. Председатель правительства, влившись в поток, вместе с президентом погибшей команды Юрием Яковлевым не спеша возложили цветы возле фотографии каждого игрока. Они и шли так в этой толпе, отгородившись лишь шеренгой охранников.

* * *

Часом ранее Яковлев, глава ОАО РЖД Владимир Якунин и губернатор Ярославской области Сергей Вахруков давали пресс-конференцию в холле арены.

- Все наши слова скорби не идут ни в какое сравнение с теми чувствами, которые сегодня испытывают жены, дети, родственники хоккеистов, - первым слово взял Якунин. - Важно, что прошла консолидация спортивной общественности, которая поддерживает клуб, поддерживает родственников. Я хочу сказать слова благодарности всем ярославцам за эту поддержку. Хочу вас проинформировать, что РЖД, как учредитель, вместе со своим правлением находится в городе, вместе с командой. Мы приехали отдать дань нашим молодым игрокам, которых считаем железнодорожниками. Считаю, что во время воссоздания клуб должен проявить деликатность. Потому что команда - это не только клюшки, это - дух и культура, которые возникли в Ярославле и в нашей стране в целом. Мы будем выполнять свои обязательства, будем поддерживать клуб. Надеюсь, что в сезоне-2012/13 мы свое веское слово скажем.

- Хотел бы принести свои соболезнования всем родным и близким хоккеистов, да и всем ярославцам, - сказал Вахруков. - Потому что для каждого из нас "Локомотив" был родной командой, мы любили этих ребят, восторгались ими. Для нас очень важно сохранить дух клуба, ведь именно это и объединяло. Этот самый дух формировался годами, многие сезоны ярославский хоккей был на вершине. И это делалось силами огромного количества людей. Мы обязаны восстановить наш клуб и отдать дань уважения погибшим. Но мы должны это делать очень внимательно, соблюдая все те традиции, которые всегда отличали наш "Локомотив". Мы уверены, что ярославцы и в эти трудные времена нас поддержат. Вместе мы сможем возродить нашу любимую команду. Я в это верю, и мы для этого сделаем все, что необходимо.

Слова президента клуба, выступавшего последним и объявившего о том, что сезон-2011/12 "Локомотив" пропустит, стали для многих неожиданными:

- Это была настоящая команда, большая семья. Мы работали, планировали, верили. К сожалению, планам не суждено сбыться. Считаю, что главная задача для нас сейчас - заботиться о семьях погибших. Чтобы они не остались один на один с этим горем. Проводить в последний путь ребят - хоккеистов и работников клуба. Нужно набраться сил, чтобы пережить это страшное горе. Еще одна задача - восстановить коллектив, планка которому - погибшая команда. Для этого нужно время, для этого нужны люди. Поэтому выступления в КХЛ мы возобновим со следующего года. Это наша общая твердая позиция.

* * *

Еще до субботы казалось, что первоначальное решение - в быстрые сроки восстановить команду для участия в чемпионате-2011/12, пусть и с небольшой временной отсрочкой для старта в турнире, - абсолютно правильный шаг. Но это только казалось. Тот, кто побывал в субботу на "Арене-2000", в одночасье превратившейся из любимого места развлечений ярославцев в дворец скорби и плача, мог на себе прочувствовать всю тяжесть утраты. И понять - тем людям, кому предстоит возрождать клуб, сейчас, по крайней мере в ближайшие недели и месяцы, не до зрелищ.

- Впервые в жизни я не смог переступить порог хоккейного дворца. Ноги не шли. - Вячеслав Фетисов, председатель совета директоров КХЛ и президент ЦСКА, на траурном митинге говорил с трудом. - Невозможно найти слова утешения для родных и близких. Погибших ребят мы любили. Я вырос в этом виде спорта и знаю, насколько порядочными являются все ребята, которые занимаются хоккеем. Это была международная команда, хоккеисты и тренеры приехали со всех стран, потому что они обожали хоккей. Теперь эта команда - часть истории этого старинного замечательного русского города. Необъяснимая трагедия…

Хочу поблагодарить всех тех людей, которые пришли отдать дань уважения людям, которые погибли, - продолжил Фетисов. - Вся хоккейная семья собралась здесь, в Ярославле. Хочу заверить, что мы никогда, никогда не забудем этих ребят и этот день. Постараемся сделать все возможное, чтобы светлая память жила вечно. Нужно восстановить "Локомотив", чтобы город в память об этой команде по-прежнему жил игрой.

* * *

Около двух часов дня объявили, что гражданскую панихиду необходимо завершать. Затянувшаяся церемония отняла много сил у родственников погибших. Многим ярославцам так и не удалось проститься с командой на арене - и люди понесли букеты цветов к импровизированной мемориальной стене, расположенной прямо у дворца.

Под паровозный гудок гробы с телами погибших выносили из "Арены-2000" - "Локомотив"-2011 отправился в свой последний путь. Под крики: "Локо"! "Локо"!". Под овации и аплодисменты. Под дождь и слезы…

Отдел хоккея
Ярославль - Москва

С погибшими хоккеистами прощались не только в Ярославле

В Челябинске хоронили нападающего Александра Калянина. Гражданская панихида по хоккеисту прошла на "Арене-Трактор". На нее приехали не только родственники и друзья Калянина, но и все спортивные команды города в полном составе: футбольный "Челябинск", гандбольный "Локомотив", ватерпольная "Уралочка", хоккейный мужской клуб "Мечел" и женский "Факел", боксеры, фигуристы.

Из Магнитогорска прибыло несколько представителей "Металлурга", например вратарь Гелашвили. "Мы с Каляниными дружили семьями, с его отцом Игорем вместе играли в хоккей, а Саша рос и совершенствовался в спорте на моих глазах", - рассказал мэр уральского города Станислав Мошаров.

В Тольятти собрались почтить память своего воспитанника Марата Калимулина. Две команды МХЛ - местная "Ладья" и челябинские "Белые медведи" вместе с игроками из детских школ провожали гроб с телом хоккеиста в последний путь стуком клюшек. На площади перед дворцом спорта "Волгарь" собралось несколько тысяч человек.

Москва вчера хоронила бывших энхаэловцев, тренеров ярославской команды Игоря Королева и Александра Карповцева. В память о погибшем "Локомотиве" в метро все выходные звучала грустная музыка.

Другая столица - чешская - в воскресенье попрощалась со своими соотечественниками. Гробы с телами Вашичека, Марека и Рахунека выставили на Староместной площади Праги, а во всех католических соборах города служили заупокойные мессы. На малой родине погибших чехов - в населенных пунктах Злин, Гавличкув-Брод, Йиндржихув-Градец - планируют назвать именами погибших звезд городские улицы. Подобные намерения имеются и в Риге: один из проспектов возле домашней арены рижского "Динамо", излюбленное место встречи хоккейных фанатов, назовут в честь Скрастыньша.

Все газеты шведского Йончепинга - города, где вратарь Лив провел большую часть своей карьеры, - выходили с портретами скандинава с польскими корнями. А у домашней арены местного клуба была воздвигнута стена плача по хоккеисту: свечи, горы цветов, фотографии места трагедии. В Минске многотысячную процессию собрали похороны Салея, которые состоялись в субботу. Вчера там проводили в последний путь еще двух уроженцев Белоруссии, Остапчука и Кривоносова. Киев провожал в последний путь Аникеенко и Собченко 10 сентября.

Этот день стал траурным и в Омске. На Старо-Северном кладбище, рядом с могилой Алексея Черепанова, был похоронен еще один погибший любимец хоккейной Сибири Александр Вьюхин, много лет выступавший за "Авангард". "Арена-Омск" встречала болельщиков, пришедших проститься с вратарем, цифрой "35" (игровой номер хоккеиста), которую выложили у входа огоньками горящих поминальных свеч. Многие были одеты в свитера "Локомотива", а места у гроба с останками хоккеиста заняли родные Вьюхина и его экс-партнер по выступлениям за "ястребов", форвард "Салавата" Максим Сушинский.

Почти в полном составе собрались ветераны омского хоккея и основной состав "Авангарда". Не было лишь Власенкова с Семиным, улетевших на панихиду в Ярославль, да Калюжного и Фролова, бывших в тот день на похоронах Салея в Минске.

В Магнитогорске вчера состоялась гражданская панихида по Чурилову. Проститься с погибшим хоккеистом, который будет похоронен в родном городе, пришло больше ста тысяч человек.

Скорбели по жертвам авиакатастрофы в Ярославле и на западной стороне Атлантики. Болельщики "Нью-Джерси" собрались в субботу рядом с домашней ареной команды и почтили память игроков. За нынешний клуб Ковальчука в разные годы выступали два хоккеиста из разбившегося состава "Локомотива": Карел Рахунек и Александр Васюнов.

Отдел хоккея

Состояние Галимова остается стабильно тяжелым

Состояние Александра Галимова, находящегося в реанимационном отделении ожогового центра московского института хирургии имени Вишневского, по-прежнему остается стабильно тяжелым.

Напомним, что единственный хоккеист, спасшийся при крушении Як-42 с "Локомотивом" на борту 7 сентября, был перевезен вместе с еще одним уцелевшим - бортинженером Александром Сизовым - в столицу в минувший четверг.

- Мы стараемся находиться в контакте с родными Галимова и лечащими его специалистами, - рассказал "СЭ" агент хоккеиста Петр Приходько. - Мне трудно воспринимать специфические врачебные формулировки, поскольку я в данном деле не специалист. Поэтому с нами делятся лишь общей информацией. Согласно ей, состояние Галимова за последние дни не меняется. Оно, как говорят врачи, остается "стабильно тяжелым". До этого же были некоторые перепады. Сейчас состояние Саши находится на одном уровне. Это, по мнению врачей, считается положительной тенденцией.

- Александр продолжает пребывать в медикаментозной коме?

- Да, как говорят доктора, это сделано для того, чтобы он мог с максимальной эффективностью бороться за жизнь. Саша также подключен к аппарату искусственной почки. Кроме того, Галимову делают специальные процедуры, направленные на поддержание его организма.

- Кто с ним находится рядом?

- Самые близкие люди - отец и жена. Врачи тем не менее сказали, что постоянной необходимости в их присутствии на данный момент нет. С отцом мне удалось увидеться в Ярославле в субботу на прощании и похоронах с погибшими в авиакатастрофе. Насколько я знаю, он должен был вернуться в столицу в воскресенье вечером.

- Недавно речь шла о том, что Александру потребуется операция с целью пересадки искусственной трахеи.

- Насколько мне сообщили, в ближайшее время никакого хирургического вмешательства не планируется. Я также слышал разговоры, что Сашу могут перевезти в специальную клинику в Германии. Но, по имеющимся данным, в ближайшие дни Галимов останется в институте имени Вишневского.

- Правда, что к лечению Галимова хотели привлечь известного итальянского специалиста по ожоговым повреждениям?

- Я не готов комментировать данные слова, поскольку ничего об этом не слышал. По всем отзывам, российские врачи, которые лечат Сашу, являются профессионалами высокого уровня.

И еще. Мне бы хотелось выразить благодарность тем, кто переживает, молится и держит кулаки за Сашу. Мы все очень надеемся, что он сможет выкарабкаться и будет жить.

Михаил ЗИСЛИС