КХЛ. Регулярный чемпионат
Потерпев шесть поражений подряд, "Сибирь" выпала из зоны плей-офф. Что происходит с командой? Об этом и о многом другом корреспондент "СЭ" поговорил с генменеджером новосибирского клуба.
- Что же все-таки случилось с "Сибирью"?
- Нельзя назвать одну причину, из-за которой команда так долго не может выиграть - что называется, так сложилось со всех сторон. Где-то ребята недоработали, где-то были общие проколы, где-то не лучшим образом отразились обстоятельства. Ну и травмы подкосили - в прошлом сезоне мы сумели их избежать, а сейчас, к сожалению, вне игры остались четыре игрока основного состава. А учитывая тот факт, что скамейка запасных у нас не такая длинная, полноценно заменить травмированных нам по большому счету некем.
- Во многих клубах такие неудачные серии обычно приводят к кадровым перестановкам. Как смотрят на нынешнее положение дел те, кто финансирует "Сибирь"?
- Надо отдать должное владельцам клуба - они очень разумно и адекватно оценивают сложившуюся ситуацию, понимают те причины, которые привели к этому, видят, как много и плодотворно мы работаем. Поэтому никакой паники и лишней нервозности в команде нет, поскольку руководители осознают, что это только усугубит ситуацию. Все надеются, что мы сможем предпринять правильные шаги для выхода из сложившегося положения.
- Иными словами, перед тренерским штабом не стоит задача набрать в ближайших матчах определенное количество очков?
- Такой прямой задачи нет, есть другая цель - по итогам регулярного чемпионата попасть в плей-офф. Сейчас мы находимся вне зоны плей-офф, но совсем недалеко от нее, поэтому посыпать голову пеплом рано. Хочу поблагодарить болельщиков, которые, несмотря на наши неудачи, продолжают заполнять трибуны домашней арены - это колоссальная помощь для нас. Новосибирские зрители - это уникальное и совершенно потрясающее явление!
- Вы упомянули о том, что в нужный момент заменить травмированных в "Сибири" оказалось некем. Планируете предпринять какие-то шаги для усиления состава?
- Здесь надо вести разговор не о усилении, а о сбалансированности состава. Вместо травмированных мы вынуждены использовать молодых хоккеистов, но они, к сожалению, выйдут на определенный уровень только через год-два. А результат-то нужен сейчас. Но мы ищем выход из ситуации. Например, провели обмен с "Атлантом", в результате которого получили защитника Баева. В Мытищи же отпустили Петрашека, чей уровень перестал устраивать тренерский штаб команды. Что касается приобретения новых хоккеистов, то на рынке их сейчас просто нет. Тем не менее работу в этом направлении ведем.
- В последнее время часто говорят о том, что самыми дефицитными игроками сейчас являются защитники и центрфорварды. Это на самом деле так?
- В какой-то мере да. Что касается защитников, то всех более или менее стоящих игроков этого амплуа уже переманили в КХЛ и НХЛ, так что здесь на самом деле выбор небольшой. Но он есть. Появляются и наши игроки, которые прогрессируют, но таких, которые хоть завтра дадут результат, действительно нет.
Но в конечном счете все упирается в то, насколько правильно в клубе организован процесс подготовки собственных кадров под определенные позиции. Да, это непростая работа, для нее нужны квалифицированные тренеры, менеджеры, руководители. На мой взгляд, сейчас сложнее найти не защитника или нападающего, а тренера, ведь рынка представителей этой профессии как такового нет.
- Каковы, на ваш взгляд, пути выхода из этой ситуации? Насколько известно, ВШТ продолжает работать и готовить тренерские кадры.
- Тот факт, что тренер закончил ВШТ, еще не говорит о том, что он готов работать в КХЛ. Начинающий тренер, как и выпускник ДЮСШ, сначала должен пройти молодежную команду, клуб высшей лиги, и только после этого он созреет для самостоятельной работы в КХЛ. Безусловно, есть случаи, когда человек со льда безболезненно переходит на тренерский мостик, но таких вообще единицы.
Но все же тренеров надо пестовать и лелеять самому, что собственно мы в "Сибири" и делаем. Яркий тому пример - Дмитрий Юшкевич, который только второй год работает тренером, но уже заслужил авторитет и уважение не только в клубе, но и у главного тренера сборной России Зинэтулы Билялетдинова, который пригласил его в свой штаб.
- Нынешний чемпионат КХЛ богат на сюрпризы и неожиданные результаты, большинство фаворитов сезона играют совсем не так, как от них ожидали. Не говорит ли это о том, что уровень турнира снизился?
- Пожалуй, здесь стоит говорить о выравнивании класса команд. Это, наверное, то, к чему стремилась КХЛ. Теперь наш чемпионат напоминает НХЛ, где нельзя предугадать результат того или иного матча. На мой взгляд, это еще связано и с частотой игр - не все команды могут под такой график подстроиться, потому что невозможно проводить такое большое количество матчей на постоянно высоком уровне. Не забывайте и наши расстояния, длинные выездные серии. Нынешняя непредсказуемость - последствие всего вышеперечисленного, и для болельщиков это здорово.
- Может быть, сложившаяся сейчас ситуация в какой-то мере предостережет руководителей клубов от принятия поспешных кадровых решений?
- Остается только надеяться на это. Выгнать всегда легко, найти замену - сложно. Да, смена тренера на какое-то время встряхнет команду, но надо смотреть, какой эффект это даст в дальнейшем.
На мой взгляд, более ответственно должны подходить к работе и сами хоккеисты, ведь зачастую именно их ошибки приводят к тренерским отставкам. Благодаря своему профсоюзу игрокам удалось добиться сокращения почти вдвое времени предсезонной подготовки, но теперь руководители клубов имеют право спрашивать с них за то, в каком состоянии они приходят в тренировочные лагеря. И вот тут уже возникают конфликты. Игроки должны понять, что хоккей - это их профессия, и перерыва в этой профессии у них нет.
Владимир ЮРИН
Новосибирск - Москва