7 сентября исполнилось ровно два года со дня страшной трагедии мирового спорта – гибели хоккейного "Локомотива".
Александр САХАНОВ
из Ярославля
К привычной хоккейной жизни древний город на Волге возвращается трудно, болезненно. Вроде бы и главная команда ярославского "Локомотива" вновь выступает в КХЛ, есть первые победы и серьезные ожидания от молодежного "Локо", но память о страшном дне 7 сентября 2011 года подчас перевешивает все положительные моменты. Для того чтобы убедиться в этом необязательно приезжать в сам Ярославль, но если уж вы оказались в самом сердце Золотого кольца России спустя два года после трагедии, то остроту печали можно было прочувствовать кожей, сердцем, всем своим естеством.
Больше 700 дней без тех ребят. Кто-то скажет: "Как быстро летит время!", но для родных и близких, тех, кто хорошо знал и истинно любил тот коллектив "Локомотива" боль утраты тяжела и сейчас, время, в данном случае, плохой лекарь. Невозможно забыть и объяснить гибель на взлете, как в прямом, так и в переносном смысле, 37-и выдающихся игроков, тренеров, сотрудников клуба. Многие из них, без преувеличения, составляли цвет не только отечественного хоккея, но и еще восьми стран – Швеции, Канады, Белоруссии, Латвии, Германии, Украины, Чехии и Словакии. Делегации всех этих государств во вторую годовщину гибели ребят посетили Ярославль. Были и родственники, послы и официальные лица, наши коллеги – журналисты.
Эта трагедия проверила многих, да, пожалуй, всех, на прочность, стойкость, честность и ответственность. И хотя бы одно то, с каким достоинством и учтивостью ко всем участвующим были организованы памятные мероприятия, вызывает уважение к ярославскому клубу, всем, кто помогает хоккею в городе и области. Эти люди вместе с родными погибших свою тяжкую ношу несут исправно.
Ажиотаж, что наверно неудивительно, вокруг событий второй даты смерти команды был уже не таким напряженным, нежели год назад. Свою лепту внесла и погода. В этот печальный день Ярославль проснулся под аккомпанемент заунывного осеннего дождя, небо тоже оплакивало ушедших кумиров. Впрочем, уже к началу поминальной службы в Успенском Кафедральном Соборе осадки прекратились, что позволило многочисленным родственникам, съехавшимся в Ярославль со всех уголков Европы (не приехали в Ярославль только родные заокеанских игроков и тренеров погибшего "Локомотив" – прим.авт.), не только крепко обняться и пообщаться на свежем воздухе после панихиды, но и затем проехать на Леонтьевское кладбище, где делегация, состоявшая в общей сложности из 350 человек, возложила цветы к могилам ярославских жертв катастрофы.
К четырем часам дня, времени, когда ЯК-42 с командой и экипажем на борту рухнул с высоты всего то 17 метров, участники мероприятий переместились в поселок Туношна, тот самый, где теперь установлен поклонный крест и сооружен мемориал. Свечи, живые цветы, колокольный звон, молитвы…и слезы. От них уйти хоккейному Ярославлю когда – нибудь вряд ли удастся. Но, как это ни парадоксально, слезы помогают жить и стремиться продолжить то дело, которое было общим для них, погибших, и стало общим для ныне живущих. Еще раньше, с самого утра тут побывали сотни людей. Берег реки Туношонка, куда и упал лайнер с хоккеистами, окрасился в ало-бордовый цвет – море цветов у притока Волги – печальная красота.
Центральным событием всего памятного дня, 7 сентября 2013 года, для Ярославля стало открытие монумента "Хоккейное братство". Его появления на площади перед "Ареной – 2000" ждали все эти два года. У памятника, который теперь символизирует не только память о ребятах, но несгибаемый характер всего клуба, возрождение и стремление к самым высоким целям непростая история. Решение о том, что мемориал обязательно должен быть приняли практически сразу после трагедии. Однако, воплотить задумку в жизнь оказалось не так просто. Во-первых, чтобы выбрать самый достойный проект был организован Открытый Национальный Творческий Конкурс. В итоге, в адрес "Локомотива" поступило более 70 работ от профессиональных авторов и рядовых поклонников хоккея. Сформировали конкурсную комиссию, провели выставку всех работ, и затем, после голосования болельщиков и специалистов решено было остановиться на, пожалуй, самом смелом проекте – "Хоккейное братство", авторов из Иваново и Ярославлья Владимира Демьяненко, Михаила Бекетова и Владимира Каурова.
Смелость памятника в том, что он представляет собой сложную параметрическую конструкцию, сформированную из 37 стальных стилизованных клюшек. Элементы конструкции сложены таким образом, что под одним углом зрения представляют собой падающую птицу, под другим – взлетающий самолет. Можно без преувеличения сказать, что Памятник станет заметным явлением современного монументального искусства.
В связи с технической сложностью проекта проработка его деталей заняла более года, а непосредственно изготовление после длительных и скрупулезных поисков потенциального подрядчика было доверено немецкой фирме. Увы, готовых на реализацию замысла в России не нашлось. Немцы сработали отлично, и после года сложнейших работ, монумент в разобранном виде доставили автомобильным транспортом в Ярославль, смонтировали, и 7-го числа во всей красе представили публике.
И надо же такому случиться, что на открытие "Хоккейного братства" даже небеса улыбнулись и ровно на час церемонии выпустили над Ярославлем солнце. Аудитория на площади перед "Ареной" собралась весьма приличная – около пяти тысяч. И не было равнодушных. Приехали болельщики "Атланта" и московского "Динамо", омского "Авангарда" и казанского "Ак Барса", ЦСКА и минского "Динамо". И в этот момент создалось стойкое чувство – такой единой хоккейной семье по силу свернуть самые крутые горы. Но почему мы можем собраться только перед лицом горя, трагедии?! Впрочем, эти вопросы для другой истории. А эта, история второго дня памяти ХК "Локомотив", завершилась емкими словами президента ярославского клуба Юрия Яковлева: "Этот монумент, как и сама память, нужны тем, кого мы помним и любим. Он нужен нам, живущим за себя и за них".
Вечерний город на Волге провожал гостей тихо – спокойно и безмолвно. Выплаканы слезы, жива надежда и есть цель – вновь взойти на хоккейный Олимп. Безусловно, Ярославлю в хоккее и дальше будет непросто… год, два, может быть три, но почему-то есть уверенность, что этот клуб сможет, выстоит и впишет свое имя на Кубок Гагарина.