Телескоп для невидимки Знарка

Telegram Дзен

КУБОК ГУБЕРНАТОРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

На старте турнира, куда пожаловал главный тренер сборной России,
"Ак Барс" победил "Динамо", а хозяева – "Трактор"

Юрий ГОЛЫШАК
из Нижнего Новгорода

СВАТКОВСКИЙ ХВАЛИТ СКУДРУ

Скучные люди в Нижний не ездят – в "Сапсане" тотчас достают жестяные банки. Звенят стаканами. За стаканами – домино. Не заснешь – зато развеселишься. К Владимиру московская грусть уходит насовсем.

А в Нижнем красота такая, что глаза расширяются. Едешь по этому городу и таешь от восторга. Канавинский район, Сормово, широченная Волга…

Кому-то, впрочем, не до красот – обсуждают Петериса Скудру. Еще до Дмитрия Квартальнова мог оказаться в богатейшем ЦСКА, звали весной в Москву, но Петерис как раз к городу прикипел. Зачем что-то менять, если все хорошо?

Год назад рассказывал мне олимпийский чемпион Дмитрий Сватковский, отвечавший в Нижегородской губернии за спорт и многое другое, про талантливую молодежь. Что-то не сбылось – футбольный тренер Юрий Калитвинцев распрощался с "Волгой", ничего толкового не добившись. Кроме взаимных обид. Дмитрий Сычев вопреки прогнозам олимпийского чемпиона не только не вернулся в сборную, а удалился от нее предельно далеко. Нынче, спустя год, что ваш корреспондент, что Сычев находятся от сборной приблизительно на одном расстоянии.

Зато нахваливая Скудру, Сватковский был тысячу раз прав. Кто б мог подумать, что из вратаря, человека невероятно эмоционального, получится такой тренер. Нижний нарадоваться не может.

Я смотрел в окно – помню, год назад грустил, видя, как рушится в этом городе деревянный центр. Обваливаются экскаваторами резные наличники. Гляжу сейчас – все осталось. Будто на тех же местах выстроили новые, такие же.

Кто-то из корреспондентов изучал места возле гостиницы "Ока". Сыпал вопросами.

– А что такое "Швейцария"?

– Парк. Две остановки от гостиницы.

– А Марьина роща?

– Кладбище…

В КИПЯЩЕЙ "ОКЕ"

Около "Оки" знакомые лица – заслуженный хоккеист Виталий Атюшов смотрит откуда-то сверху. И без коньков выше всех. Мелькает в холле белый барс номер один – Зинэтула Хайдарович. До вопросов не дошло – Билялетдинов словно чеширский кот. Сам ушел, но улыбка осталась.

Зинэтула Билялетдинов:
"Я снова уверенный"

А на ресепшне горка паспортов – канадские, шведские и какие угодно еще. Канадских больше всего. В сторонке – один-одинешенек. Я вгляделся – не бенинский ли? Не фальшивого ли Билялетдинова?

– Надо б зайти к Биллу, – мечтает кто-то из пишущих. – Узнать – что он из сборной-то ушел?

Его сменщик в сборной Олег Знарок в Нижний тоже приехал. Все об этом знают, но никто его не видел. Должно быть, остановился вместе с "Динамо" в другой гостинице. Секреты динамовской подготовки знать не должен никто – вы попробуйте напроситься к Знарку или Витолиньшу в Пинск. В лучшем случае над вами посмеются. В худшем – покажут прием какой-то борьбы.

Впрочем, выяснилось, что Олег Валерьевич парится в той же "Оке". Где на солнечной стороне жить невозможно – "Ак Барс" попросил отыскать номера не столь раскаленные. Им нашли, корреспондентам – нет. Зато выдали невероятной мощи вентиляторы. Словно авиационные турбины. Жить стало чуть страшнее – но легче.

На обеде оказались за соседним столом со Скудрой.

– Приятного аппетита, – нахмурился тренер. Справился вполголоса у приближенных:

– Это кто?

– Это кунаки, – прошептал мой внутренний голос.

– Это корреспонденты, – громко донес до Скудры помощник.

Петерис чуть смягчился. С корреспондентами он дружит. Пусть год назад и назвал одного из них, московского, "дилетантом с камерой".

У дверей ресторана заметил я огромный телескоп. Когда-то у знаменитых советских тренеров были глаза и уши по всему городу. Наутро знали, где коротали вечер их хоккеисты. Что заказывали. Подрались ли. Весь город рад был сообщить.

Громоздкий телескоп – новое слово в тренерском деле. Не знаю, пользуется ли им Скудра – но я бы попробовал. Да и Знарку б порекомендовал.

Впрочем, я и попробовал. Той же секундой разглядел печальные даты на памятниках в Марьиной роще. Волнующие выпуклости загорающих на волжском берегу девиц.

ГДЕ ЕРЕМЕНКО И ЖЕРДЕВ?

Хоккей получался забавный. С чуть отпускным налетом, но уже почти серьезный. На глазах главного тренера сборной разве может быть иначе? Да еще и Кубок чемпионов мира привез в Нижний исполнительный директор ФХР Валерий Фесюк по просьбе президента нижегородского "Торпедо".

Где именно сидит Знарок, выяснить так и не удалось. Отчего-то даже это оказалось тайной. Пришлось фотографам прочесывать ряды самыми могучими объективами, выискивая легендарный шрам и густые усы.

– У вас чемпионов мира нет? – спросил я у торпедовцев.

– У нас два серебряных, финны. И бронзовый олимпиец Хиетанен.

Между делом выяснялось интересное. Во-первых, не приехал на турнир Александр Еременко. Почему – неясно. Информации нет. Не вышел на лед в первом матче против "Ак Барса" Николай Жердев.

– Сошел с пробега? – задорно предположил я.

– Нет, – холодно пояснили представители "Динамо". – Завтра сыграет.

Значит, завтра будет еще интереснее. А вот 13 августа обещает стать и вовсе прекрасным – кучке приезжих корреспондентов обещана экскурсия по нижегородскому Кремлю. Встреча с президентом "Торпедо" и мэром города Олегом Кондрашовым. Вечер в знаменитом кафе "Шайба" в обществе торпедовских фанатов. С произвольной ночной программой. Как в контракте Жердева – интереснее всего не сумма, а пункт "особые условия", так и в Нижнем – особенно занятно становится ночью.

В вялом первом периоде "Ак Барс" неназойливо атаковал. Не настаивая на собственном праве забивать. Однако ж забил дважды. Заставив Зинэтулу Хайдаровича благодарно покачиваться у борта. Динамовцев хватило на одну шайбу в большинстве. Кто-то отыскивал драму в вялом противостоянии – Терещенко против "Ак Барса". Еще одна интрижка – Варнаков, кудрявый любимец Нижнего, против бывшей своей команды. Кто-то рядом удивлялся новостям позавчерашнего дня – Ниживий закончил играть и вошел в штаб рижского "Динамо".

Результат мало кого интересовал – из года в год московское "Динамо" приезжает на этот турнир и занимает последнее место. Раз выкарабкалось на третье. Ну и что с тех мест?

Куда обиднее, что ушел в первом периоде, хромая, Цветков. Шайбой зарядили в ногу.

– И с кем же говорить после матча? – страдали люди из пресс-центра.

– С кем угодно, кроме Цветкова, – рассказал пресс-атташе "Динамо". – Увезли в больницу на рентген. Подозревают перелом.

Вот это несчастье – на ровном месте. И так в "Динамо" из основного состава отсутствовали четверо – Волков, Миронов, Соин и Еременко.

И без них "Динамо" могло забивать сколько угодно. Ничуть не кручинясь об упущенных моментах. Не забил Глазачев – ну и ладно. Еще забьет. Кто-то с трибуны помахивал плакатом "Иркутск за "Ак Барс" в такт неспешному катанию. После недоразумения с Цветковым никому не хотелось сломаться в августе.

Заскучали и тренеры. Харийс Витолиньш застыл, скрестив руки на груди. Зинэтула Билялетдинов в безразмерном ватнике водил глазами по трибунам. Будто вычисляя мошенника из Бенина.

В пресс-центр вошла милейшая пресс-служба "Трактора", отныне сопровождающая команду даже на предсезонных турнирах – и той же секундой забил экс-тракторист Карпов. Все-таки Челябинск – лучший город Земли. Я-то знаю.

ДЕНЬ БРАТЬЕВ КОСТИЦЫНЫХ

"Торпедо" играло в вечернем матче столь проворно, что Киви призадумался. Ладно бы со СКА играли вот так. Ладно бы с "Авангардом". Но скромное "Торпедо" было лучше во всем, скатившись ко второму периоду в баловство. Вырывались вдвоем на защитника и перетасовывались до той поры, пока не утыкались во вратаря.

Хозяевам нужен был этот Кубок и эта победа на глазах губернатора Валерия Шанцева. К первому перерыву все было понятно – счет 2:0, "Трактор" оказался не в силах отойти от оздоровительного хоккея. Губернатор на радостях зазвал корреспондентов поближе к собственной ложе, с жаром ответив на три вопроса.

"Торпедо" забивало снова. Хоть с победителем все было ясно задолго до третьего периода, матч этот смотрелся куда веселее дневного. Хоть одной команде было что-то нужно. Скудра сновал за спинами своих, призывая не останавливаться. Забивайте еще! Деритесь! На призыв ответил автозаводский капитан Хомицкий. Засадил трактористу Попову в голову так, что несчастный челябинец на какое-то время забыл, как его зовут.

К третьему периоду внезапно пришло веселье – "Трактор" забил дважды. Двумя часами раньше на этом льду праздновал Костицын-младший из Казани, теперь же героем оказался Костицын-старший. Челябинский. "Торпедо" тут же забило четвертую – но это уже был хоккей. До искр, атака на атаку! Плечо в плечо!

Ак Барс – Динамо М – 4:2. Голы: Меллер, Малыхин, С.Костицын – Горовиков, Карпов.

Торпедо – Трактор – 5:2. Голы: Краснослободцев, Григорьев, Вольски, Нокелайнен, Валентенко – Уилсон, А.Костицын.

Контрольный матч. Атлант – Дизель – 7:1. Голы: Левицкий-2, Таратухин, Рукавишников, Дорофеев, Глухов, Шмелев – Крутов.