ЧИСТОВ ПОВЗРОСЛЕЛ
– Нападающий "Трактора" Антон Глинкин сказал, что эта предсезонка стала одной из сложнейших в его карьере. Считаете, в КХЛ, чтоб подготовиться к сезону, без тяжелых нагрузок не обойтись?
– Это не только к КХЛ относится. Есть старая добрая поговорка: без труда не вытащишь рыбку из пруда. Не важно, где ты играешь.
– Но за океаном предсезонный период значительно короче.
– Не совсем так. Просто там все хоккеисты – профессионалы, и они готовятся самостоятельно к сезону, причем еще дольше, чем в КХЛ. А у нас почему-то решили, что мы должны собраться все вместе за 50 дней до старта и готовиться к чемпионату. Вот и вся разница.
– А в чем причина отсутствия профессионализма? Это идет из детских хоккейных школ или воспитания в семье?
– Скорее из семьи. Это отношение человека к работе в целом.
– То, что команда в прошлом году неудачно провела предсезонный период, повлияло на результаты в плей-офф?
– Когда я в прошлом году принял "Трактор", команда была в удручающем состоянии. Но, думаю, на серию с "Сибирью" это не повлияло. Физически мы им не уступали. Мне кажется, из всех соперников новосибирцев в Кубке Гагарина против них мы сыграли лучше всех. Поинтереснее той же "Магнитки", например. Нам же не хватило глубины состава, где-то тактически проиграли.
– Как вам удалось реанимировать Чистова?
– Не забывайте, что Станислав очень талантливый хоккеист, не зря его выбрали на драфте НХЛ под высоким четвертым номером. То, что у него происходило в жизни, это отдельная история. Мы с ним сели, поговорили, обсудили ситуацию. Где-то удалось достучаться, где-то нет. Самое главное, чтоб он сам принял решение и понял, что он хочет в дальнейшем от жизни. Я думаю, Стас повзрослел, и капитанство пошло ему на пользу. Сначала ему было тяжело с этой ролью справляться, но он постепенно вникает, становится тем лидером, которого мы хотим видеть.
ЗАПАДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СИЛЬНЕЕ ВОСТОЧНОЙ
– Команда стала сильнее по сравнению с прошлым сезоном?
– У нас ушло несколько хоккеистов, которых мы не могли себе позволить по финансовым причинам. Но за счет точечной селекции и внутренней подпитки резервом стали посильнее, скамейка стала длиннее.
– Некоторые тренеры в КХЛ любят поменять в межсезонье по полкоманды. У вас же изменений в составе не так много. Это пойдет в плюс "Трактору"?
– Я вообще не понимаю, когда меняется по 15 игроков, значит, не работали вообще до этого? Коллектив создается не полгода и не год, это кропотливая работа, есть костяк, вокруг которого строится команда.
– Почему клубы КХЛ все больше доверяют молодым специалистам? Опытные тренеры не могут приспособиться к требованиям современного хоккея?
– Как у хоккеистов нельзя заглядывать в паспорт, так и у тренеров. Все зависит от человека, от его восприятия. Нужно идти в ногу со временем. Если хоккей ушел вперед и стал более динамичным, скоростным, с новыми веяниями, то надо тоже прогрессировать и учиться. Но кто-то может и в 40 лет остановиться, а кто-то и в 65 на должном уровне.
– Петерис Скудра сказал, что Западная конференция намного сильнее Восточной. Поспорите?
– Нет, я, наверное, с ним соглашусь. Плотность команд на Западе прилично выше. В прошлом сезоне некоторые клубы сильно отстали, тот же "Амур" или новокузнецкий "Металлург". Ну и число добротных, хороших игроков, соответствующих уровню лиги, не такое большое.
КАЖДЫЙ ХОККЕИСТ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ В НХЛ
– Как можно исправить ситуацию? Отменить лимит на легионеров или сократить число клубов?
– Если мы хотим иметь сильную лигу, наверное, нужно сокращение команд. Но у нас проект немного другого плана, направленный на развитие хоккея. Со временем уровень, конечно, подтянется. Что касается лимита – то же самое. Чтобы создать сильную лигу, его нужно отменять.
– Сильно беспокоит, что команда заняла последнее место на домашнем турнире?
– Любое поражение очень болезненно отражается на внутреннем состоянии тренера или игрока. Ты всегда переживаешь, думаешь об этом. Есть и положительные моменты: выстраивается рисунок игры, ошибок становится меньше. К тому же мы просматриваем несколько игроков, в том числе молодых, которые пока не до конца понимают, что делать, и отсюда возникают косяки на ровном месте.
– Реально закрыть тройку Коваржа?
– Да, почему нет. В прошлом году мы играли с "Металлургом" несколько раз, и эта тройка нам забила не так уж и много шайб. Все пытаются с ними справиться, но ребята молодцы, изощряются, находят пути, чтоб забить.
– Средний рост команды небольшой – около 182 сантиметров. Это может стать проблемой для "Трактора"?
– В каких-то матчах да. В той же "Магнитке" много габаритных, силовых хоккеистов, поэтому нашим ребятам приходится играть против них на пределе возможностей. Но они могут компенсировать это за счет скоростных качеств, игрового мышления, передвижения. Не все габаритные хоккеисты маневренные, и мы против них стараемся больше контролировать шайбу, чтобы они больше бегали и уставали.
– В линии нападения "Трактора" много технарей и мало ролевиков. Будете атаковать всеми звеньями?
– Хоккей – это игра, в которой выигрывает тот, кто больше забьет. Атаковать хотят все, и мы хотим создавать звенья по такому же принципу: каждое должно выиграть свой микроматч.
– Некоторые тренеры используют чисто разрушительные звенья.
– Да, есть такое. Но мы придерживаемся идеи, что любое, даже более оборонительное сочетание должно уметь созидать.
– Приобретение Болдюка связано с желанием сделать атакующую линию мощнее физически?
– Нужен был игрок, который мог бы и физическое давление осуществлять, и за партнеров постоять. У нас на заметке было около десяти игроков: с кем-то не смогли договориться, кто-то не захотел сюда ехать.
– Болдюк пока не может привыкнуть к новому судейству? Очень много удалений у него.
– Да, и судейство в том числе. Он очень хочет показать, что не просто так сюда приехал, отсюда и нервозность, и удаления неоправданные, плюс никогда не начинал тренироваться так рано, всегда сам готовился.
– Проблемы некоторых североамериканских хоккеистов, приезжающих в КХЛ, связаны больше с игровой или бытовой адаптацией?
- Бытовая здесь ни при чем. Североамериканцы не столь требовательны в плане быта, у них нет каких-то сверхзапросов. То, что новый язык, новые люди вокруг – они профессионалы и спокойнее относятся к этому, чем наши хоккеисты, приезжающие в Северную Америку.
– В НХЛ этим летом уехали десять российских хоккеистов. Как считаете, каждому стоит попробовать себя за океаном?
– Могу сказать по себе. Профессиональный спортсмен должен быть амбициозным, и у меня всегда стояла задача достичь высшей точки, максимума – это Олимпийские игры или Кубок Стэнли. Как ни крути, НХЛ – сейчас лучшая лига мира, и каждый уважающий хоккеист должен попытаться пробиться туда.
В ВХЛ МНОГИЕ ИГРОКИ ПРОСТО ГРЕЮТ СВОЙ КАРМАН
– Кто-то из молодых игроков может пробиться в состав уже в этом сезоне?
– У нас очень хорошая плеяда местных, челябинских мальчишек. Артем Пеньковский, уже игравший в прошлом сезоне за основу "Трактора", Афонасьевский, Зиновьев, Кориневский, Назаркин, Жульдиков, еще ряд игроков из "Челмета", которые у нас на карандаше – Шаров, Ионин, Закарлюкин.
– Вы не раз говорили о проблемах в детском хоккее в России. Талантливые хоккеисты, получается, появляются вопреки ситуации, а не благодаря ей?
– У нас все же не 50 тысяч человек живет, Россия – огромная страна. В любом случае таланты будут появляться – то в одном, то в другом регионе, но с ними надо заниматься. Материал-то есть, плохо с ним работаем, вот в чем наша проблема.
– А к проекту юниорской сборной как относитесь?
– По мне это отличное начинание, вижу только положительные моменты. Есть некоторые финансовые и юридические аспекты, которые не до конца проработаны, но сама идея правильна. Она не нова, американцы это используют и выигрывают все юниорские чемпионаты мира.
– Много говорилось о том, что в командах МХЛ плохо готовят 16 – 17-летних хоккеистов.
– Проблема в возрастном цензе. В МХЛ должны играть хоккеисты, которые имеют право выступать за молодежную сборную, а у нас играли "переростки" еще на пару лет старше. Они могут быть, но не в таком количестве, а по квоте, как в канадских юниорских лигах. Должна быть здоровая конкуренция.
– Но проблема в том, что этим "переросткам" некуда деваться. В ВХЛ далеко не все тренеры доверяют молодежи.
– Все должно быть по спортивному принципу. Если 21-летний игрок не соответствует уровню Высшей лиги, почему тренер должен ставить его в команду? Многие мнят себя большими игроками, но ничего собой не представляют.
– Из ВХЛ в "Трактор" пришел Антон Гловацкий. Довольны его игрой?
– Пока сложно говорить. Но то, что он пришел заряженный на борьбу, с горящими глазами, желанием доказать, – это несомненно. Из Высшей лиги в КХЛ не так просто переходить, остались какие-то моменты, которые надо устранять.
– Почему у многих игроков ВХЛ этот переход в КХЛ так затруднен? За океаном очень многие энхаэловцы начинали свою карьеру на взрослом уровне в фарм-клубах в АХЛ.
– Вертикаль перехода между лигами плохо налажена, и уровень Высшей лиги низкий. Как пример, в прошлом году Андрей Разин взял "Ижсталь" и в первый год дошел до финала. А что он сделал? Просто взял молодых игроков и стал их нормально тренировать, профессионально, грамотно, с какой-то идеей. К сожалению, в ВХЛ слишком много таких местечковых хоккеистов, которые просто греют свой карман.
– Вы пригласили на должность видеотренера Дмитрия Христича. Насколько с его появлением работа упростилась?
– Да, он должен облегчить работу тренерского штаба. Мы приобрели видеосистему, которая позволяет очень быстро реагировать на любую ситуацию. Когда ты показываешь игроку ситуацию на макете – это одно, а когда на видео – это совсем другое, понимание намного быстрее происходит.
– Какие-то другие современные наработки используете?
– Эта видеопрограмма как раз и дает многие статистические выкладки: и по времени, и по броскам – по всему практически, что можно посчитать.
– Правильно, когда тренер отвечает за игру команды, а за селекцию – исключительно генменеджер клуба?
– Да, у каждого свой фронт работы.
– Раньше в России было принято, что тренер занимается и тем, и другим.
– Тогда у него и деньги в руках были, он и зарплату выдавал.
– Вы поиграли в КХЛ в первые сезоны ее существования. Лига сильно изменилась за прошедшее время?
– В плане организации особых изменений не заметил. В плане уровня игры есть маленькие, поступательные шажки вперед, все больше посторонних хоккеистов отсеивается из лиги.