Александр Медведев: "Мне самому интересно, что будет дальше со СКА"

Telegram Дзен
Один из самых харизматичных спортивных функционеров рассказал корреспонденту "СЭ" о своей нержавеющей любви к хоккею, об итогах теннисного турнира St.Petersburg Open, а также о совмещении дружбы и бизнеса.

Один из топ-менеджеров "Газпрома" Александр Медведев, до ноября прошлого года исполнявший обязанности президента Континентальной хоккейной лиги, в последнее время стал не столь активен на спортивном поприще, как в прежние времена. Некоторые болельщики, не очень внимательно следящие за кадровыми назначениями, с удивлением обнаружили Медведева в качестве генерального директора теннисного St.Petersburg Open, которые недавно проходил в городе на Неве.

БЕРДЫХ ДУРАКА НЕ ВАЛЯЛ

Томаш БЕРДЫХ. Фото REUTERS

– С какой точки зрения генеральный директор оценивает возрожденный турнир St.Petersburg Open: приоритет имеет экономика, зрительский интерес, имиджевая или спортивная составляющая?

– Самое главное – присутствие звезд. Без них не будет зрителей на трибунах, а соответственно – сильного маркетинга. Тогда мы не сможем привлечь ни спонсоров, ни рекламодателей. В этой связи турнир, проходивший после некоторого перерыва, стал точкой отсчета на будущее. Социально-культурный и спортивный клуб "Газпромэкспорт" взял эти соревнования в управление на пять лет. У нас остается еще четыре года, хотя я надеюсь – гораздо больше. Ассоциация теннисистов-профессионалов (АТР) дала турниру высокую оценку. Теперь есть определенный фундамент, на котором можно строить турнир дальше.

– В Петербург приехали сразу два игрока из первой мировой десятки. Можете рассказать, как вам удалось заполучить Томаша Бердыха и Милоша Районича?

– Понятно, что после перерыва приглашать мастеров такого калибра тяжело. Они забыли турнир, плохо знают что да как. Тут надо отдать должное Евгению Кафельникову, который является членом директората по работе с игроками. Его авторитет во время переговоров со звездами подействовал. Сработали и определенные финансовые механизмы. В теннисе существует понятие entry money – деньги, выплачиваемые за приезд участников. Но не просто так, а за проведение определенного количества матчей. Плюс другие бенефиты, например – бесплатное проживание для сопровождения игрока. Но всех секретов я вам раскрывать, конечно, не буду.

– Чех Бердых проиграл уже в первом круге. Получается, он небрежно подошел к выполнению своих обязательств?

– Я бы не стал так формулировать. Его соперник, итальянец Болелли после матча Кубка Дэвиса с нашей командой в Иркутске находился в очень хорошем состоянии. Первый сет он выиграл на тай-брейке, а потом игра у чеха просто развалилась. Если бы человек валял дурака, это было бы видно... В общем, на нашем отношении к Бердыху произошедшее никак не отразится.

– У вас была еще одна приглашенная звезда – хорват Горан Иванишевич, который принял участие в выставочном матче…

– Мы с Гораном дружны очень давно, и потому он сразу с большим удовольствием отозвался на наше приглашение. Продемонстрировал на корте и классный теннис, и отличное шоу.

– В целом тот факт, что турнир проходит в таком городе,как Санкт-Петербург, а за его спиной стоит "Газпромэкспорт", сильно облегчает переговоры с игроками?

– Безусловно, это играет свою роль. Ясно, что компания будет относиться к турниру столь же серьезно, как и к своему бизнесу. Вот теннисисты и реагируют соответственно.

ХОТИМ ПОВЫСИТЬ КАТЕГОРИЮ ST.PETERSBURG OPEN

Марию ШАРАПОВУ пригласят для участия в St.Petersburg Open. Фото AFP

– Знаю, сейчас вы ведете переговоры с руководством Ассоциации теннисистов-профессионалов. Что является их предметом?

– Я бы назвал это не переговорами, а консультациями. Мы мечтаем о том, чтобы наш турнир перешел из категории АТР-250 в АТР-500. Это позволит участникам зарабатывать больше рейтинговых очков. Призовой фонд у нас и так достаточно высокий. Насколько я знаю, существует еще только один турнир этой серии с аналогичными премиальными – в Дохе. Поэтому в ближайшее время поднимать призовой фонд мы не планируем, он останется на уровне миллиона долларов.

– От чего зависит смена категории?

– Это вопрос наличия свободной лицензии, а не денег. Чтобы передать Петербургу право на проведение турнира АТР-500, его нужно у кого-то забрать. Если за оставшиеся четыре года удастся повысить категорию турнира, это будет серьезным достижением.

– В таком случае дата проведения турнира будет изменена?

– Нынешние сроки нас вполне устраивают. Свою роль играет и то, что в эту сентябрьскую неделю в Петербурге обычно стоит хорошая погода.

– В феврале будущего года вы планируете провести женский турнир St.Petersburg Open. Синхронизировать сроки с мужскими соревнованиями реально?

– Мы разговаривали о том, чтобы женщины и мужчины играли одновременно. Но для этого нужна соответствующая инфраструктура, которой в Петербурге пока нет. Или нужно проводить турниры впритык один за другим, чтобы в полной мере использовать эффект рекламной раскрутки и маркетинг. Сделать это пока не удается. На сегодняшний день мы имеем два отдельных турнира, которые проходят под единой вывеской St.Petersburg Open. Зато уже сейчас можно сказать, что состав женских соревнований будет очень сильным.

– Директорат турнира объявил, что приглашения будут направлены Марии Шараповой, Серене Уильямс и Виктории Азаренко. Чей приезд выглядит наиболее реальным?

– Переговоры только начались, поэтому никаких прогнозов я делать не буду. Не хочу никого обнадеживать или разочаровывать до срока.

РАЗНИЦЫ В УПРАВЛЕНИИ МЕЖДУ ХОККЕЕМ И ТЕННИСОМ НЕТ

Глава Федерации тенниса России Шамиль ТАРПИЩЕВ. Фото "СЭ"

– Как получилось, что вы – прежде хоккейный человек – вдруг занялись теннисом?

– Была угроза, что лицензия на проведение St.Petersburg Open может быть потеряна. Я узнал о ситуации, сначала переговорил с владельцем лицензии Михаилом Мирилашвили. Когда появились варианты решения проблемы, рассказал обо всем председателю правления "Газпрома" Алексею Миллеру. Он поддержал идею сохранения турнира – во многом из-за того, что сам родом из Питера. В общем, это был плод коллективных усилий.

– К тому моменту вы были знакомы с кем-то из теннисных деятелей?

– Я давно и хорошо знаком с главой Федерации тенниса России Шамилем Тарпищевым. На международном уровне не знал никого, но быстро познакомился. Благодаря регулярным переговорам узнал всех руководителей ATP и WTA (Женской теннисной ассоциации. – Прим. "СЭ"). Да и представителей компании IMG, которая владела лицензией на женский турнир в Антверпене, тоже. Дело в том, что эта лицензия также могла уйти в другие руки, ей интересовался Ванкувер... Несмотря на то, что каждый вид спорта имеет свою специфику, существуют базовые принципы управления. Если их знать и успешно применять, особой разницы – хоккей ли это или теннис – нет.

– Вы упомянули, что хорошо знаете Горана Иванишевича. Когда успели с ним познакомиться?

– Горан организует теннисные лагеря в Хорватии, где я довольно часто отдыхаю. Там мы с ним и встретились. Кроме того, он не раз принимал участие в профессионально-любительских турнирах, организованных как нашим клубом, так и "Внешэкономбанком". Могу сказать, что Иванишевич – не только великий спортсмен, но и человек замечательный.

– Вы сами тоже играете в теннис?

– Пробую, назовем это так.

– Как в хоккее, так и в теннисе хватает очень обеспеченных людей. При этом есть ощущение, что хоккеисты все-таки попроще своих коллег – видимо, вид спорта накладывает свой отпечаток. Вы согласны с этим?

– Честно говоря, принципиальных отличий я не вижу. По крайней мере, и с хоккеистами, и с теннисистами чувствую себя одинаково свободно. Скажем, в декабре прошлого года мы проводили в Сочи турнир "Формула ТХ", в котором принимали участие звезды обоих видов спорта. Знаменитости, добившиеся в жизни очень многого, были просты и доступны, свободно общались на любые темы.

– С Евгением Кафельниковым у вас тоже нет проблем? Каково работать со знаменитостью такого уровня?

– Знаете, я всегда исповедую один и тот же принцип – и в хоккее, и в теннисе. До принятия решения любое мнение только приветствуется. Но когда окончательный вердикт вынесен, есть только один путь – исполнить его. Кто не согласен – спасибо, до свидания. Кафельников зарекомендовал себя командным игроком. При этом он имеет свой взгляд на происходящее, который интересно и полезно выслушать. Проблем с Евгением у меня никогда не было. Наоборот – могу сказать в его адрес только теплые слова.

– Я был в Иркутске на матче Кубка Дэвиса Россия – Италия и очень удивился, когда вы в последний день совершили на чартере пятичасовой перелет туда и обратно, чтобы забрать игроков в Санкт-Петербург. Почему не отправили в этот вояж кого-то из заместителей?

– Я прилетал в Иркутск не только ради тенниса. В этом районе у нас находится дочерняя компания, которая занимается разработкой Ковыктинского месторождения – ресурсной базы для поставки газа в Китай. Нужно было посетить ее, просто так совпало. С другой стороны, было важно доставить игроков в Питер как можно быстрее. В условиях длительного перелета и смены часовых поясов каждый дополнительный час отдыха имел для них большое значение.

– Начав заниматься хоккеем, вы быстро из высокопоставленного функционера превратились в друга для многих игроков. Это фирменный стиль общения?

– Я стараюсь по-дружески контактировать со всеми, не терплю только панибратства. Фирменный ли это стиль? Не знаю, пусть другие оценивают его. У меня действительно очень много хороших товарищей в спортивном мире. Общаться с ними по-настоящему интересно, ведь эти люди прошли большой путь. Встречи с ними обогащают как личность и меня.

– Случается ли, что дружеские отношения с игроками вредят интересам дела – например, во время переговоров о продлении контракта?

– У меня никогда такого не было. Эти люди друзья еще и потому, что не используют личные отношения в бизнесе.

НА СПОРТ ТРАЧУ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Главный тренер СКА Андрей НАЗАРОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

– В российском хоккее вы сейчас не так заметны, как еще год или два назад. Скажите честно – нынешнее положение вас устраивает?

– (после паузы) Я не жалуюсь, с молодежью очень интересно работать. Думаю, в ближайшее время у нас в этом направлении последует настоящий прорыв.

– В качестве председателя правления Молодежной хоккейной лиги вы занимаетесь практической работой?

– Один из моих последних проектов – подготовка Кубка мира среди молодежных сборных, которым мы занимались вместе с Алексеем Морозовым. Свадебным генералом я никогда не был и не буду, это совершенно точно.

– Для самореализации вам этого хватает?

– Не забывайте, что моя основная работа – в "Газпроме". Все остальное – это, по сути, хобби. На него тратится свободное время, которого очень немного. В сутках всего 24 часа, и объять абсолютно все невозможно.

– Частота вашего присутствия на матчах Континентальной лиги и степень информированности остаются прежними?

– Они уменьшились, хотя я стараюсь не терять информационную нить. Не следует забывать, что "Газпромэкспорт" является одним из основателей КХЛ. Присутствие на собраниях учредителей позволяет оставаться в курсе событий.

– Очевидно, что в последнее время вектор развития КХЛ изменился: лига в прежней мере уже не конкурирует с НХЛ, не проводит экспансии на новых территориях. У вас есть сожаления, что взятый темп поддержать не удалось?

– Континентальная лига – очень молодой проект. Мы еще посмотрим, как будут развиваться события.

- Известно, с каким вниманием вы продолжаете относиться к петербургскому СКА. Приглашение в команду защитника Вячеслава Войнова – шаг в правильном направлении?

- Войнов в клуб еще не перешел, хотя все формальности, в принципе, уже улажены. Думаю, это будет хорошим вариантом как для него, так для СКА и сборной страны.

– Как вы восприняли назначение главным тренером команды Андрея Назарова? Видите в этом кадровом решении внутреннюю логику?

– Когда Вячеслав Быков по личным обстоятельствам принял решение покинуть СКА, нужно было срочно найти ему замену. Мы обсуждали этот вопрос на совете директоров, вариантов было не так много. Хотя не буду скрывать – они были. В итоге было принято определенное решение. Понятно, что возглавлять команду, которая в минувшем сезоне выиграла Кубок Гагарина, непросто. Посмотрим, что будет дальше – мне самому интересно.