Марат САФИН
из Остравы
Дебютантов в сборной нынешнего образца, той, что в четверг и субботу сразится в двух матчах с чехами в рамках Евротура, немало. Трое – защитник Максим Игнатович, нападающие Сергей Шумаков и Максим Шалунов – из "Сибири", что, в общем-то, неудивительно. На второй год удачной игры новосибирцев называть коллектив из этого города командой-открытием уже как-то не приходится. Точно так же, как не приходится называть открытием одного из нынешних ее лидеров, настрелявшего уже почти два десятка шайб – Шалунова.
Про него говорили так: в "Тракторе-92" есть Евгений Кузнецов, а в "Тракторе-93" – Максим Шалунов. Его, почти так же как и нынешнего центра "Вашингтона" называли "золотом мальчиком челябинского хоккея". Он играл во всех юноирских и молодежной сборных. Но путь в основу клуба КХЛ, а с недавних пор и сборной оказался очень и очень сложным. В "Тракторе" многообещающий юниор не приглянулся Валерию Белоусову. И начались скитания.
В "СИБИРЬ" – ЧЕРЕЗ ECHL И "ЕРМАК"
– Ну да, непростая была дорога, согласен. Но оно и к лучшему, что я сейчас в "Сибири". Это клуб, за который хочется играть, болельщики у нас лучшие в лиге! Тренерский состав очень сильный.
– На следующий год после драфта КХЛ вас уже видели в основе "Трактора". Однако закрепиться в составе так и не удалось.
– Я не знаю почему, поверьте. Может быть, и молодцы, что не поверили. Я доволен, что именно так все сложилось.
Мало кто в Челябинске ожидал, что после непопадания в основу Шалунов не станет пробиваться туда через фарм-клуб "Трактора" "Челмет", а уедет в Северную Америку. Именно после отъезда Шалунова в России все громче слышались голоса, что агенты гробят российские таланты в низших североамериканских лигах. После возвращения оттуда Максим выдал довольно громкое признание: "Ты там никто, и звать тебя никак". Что означало только одно: нападающий переосмыслил многие вещи и понял, что просто не будет нигде.
– Ваш отъезд в Северную Америку вызвал довольно большой резонанс в Челябинске. Это агент вам посоветовал?
– Нет, я сам решил. Хотел пожить самостоятельно, возмужать. Это был отличный опыт, мне он очень пригодился. Про АХЛ рассказывать особо не хочется, я там провел всего 6 матчей. Потом играл в "Ист Косте" (ECHL). Там я окончательно понял, что придется все начинать заново. Зарабатывать имя, доказывать игрой, что чего-то стоишь.
– Жили в семье?
– Нет, для команды снимали дом – двухэтажный мотель. Дали комнату, так что с точки зрения удобств все было отлично. А вот с точки зрения распорядка и тренировочного процесса все было по-другому – в первую очередь, намного больше игр. Да, ECHL – это автобусная лига, но автобусы были нормальными – с лежачими местами, как в поезде. Есть вай-фай, все что хочешь.
– Следили за партнерами из этой команды? Пробился ли кто-нибудь оттуда в более серьезные клубы?
– Честно, нет.
– Какое отношение было лично к вам?
– Вполне хорошее, хотя поначалу я по-английски был не бум-бум. Старался общаться с европейцами, в частности со шведами. Они подтянули меня в языке, подсказывали по быту.
– Когда вернулись, в "Тракторе" вас по-прежнему не ждали?
– Да, но новый клуб искал мой агент. Сказал, сиди ровно и жди. Сначала меня обменяли в "Адмирал", но я до туда так и не доехал, а потом права оказались у "Сибири".
– Откуда вас почти сразу отправили в "Ермак".
– Да, эмоционально было непросто, в "Ермаке"-то. Но ничего, выбрался. Старался не думать о том, что мне тяжело. Не опустил рук, так как понимал, что никто меня оттуда уже не выдернет – только сам могу доказать, что способен играть в КХЛ.
– Кто из вашего "Трактора" 93-го года играет сейчас на высшем уровне?
– Никита Нестеров в "Тампе", конечно. Женя Полторак и Кристиан Скалин в ВХЛ. Вот и все, по-моему. С Никитой переписываюсь нечасто. С днем рождения недавно поздравлял вот. Летом увидимся. Но вообще слежу за его выступлением, смотрю статистику.
– Тяжело расти в самом хоккейном городе России? Чуть ли ни с детских лет к талантливым юниорам приковано внимание.
– Наоборот, легче. Для нас были созданы все условия. Кому-то в стране не хватает льда, а мы на ЧТЗ катались целыми днями на маленьком поле, и это помимо тренировок.
НАПУТСТВИЕ СКАБЕЛКИ
– Можете подвести итоги регулярного чемпионата для "Сибири"? После прошлого сезона многие говорили, что в нынешнем команда не будет выглядеть столь уверенно.
– Вообще, регулярка еще не закончилась – впереди две игры, и мы еще поборемся за первое место в конференции. А насчет неблагоприятных прогнозов – ну, отдали мы лидеров, зато другие игроки стали выходить на лидирующие позиции, многим стали давать больше игрового времени, в частности, мне. Полкоманды осталось с прошлого сезона, оборонительная схема та же, только в атаке чуть поменялись тактические нюансы. Так и играем.
– В прошлом сезоне вы не сразу влились в основной состав. Велись ли с вами перед началом нынешнего разговоры о том, какой именно игры от вас ждут?
– Сезон я начал хорошо, а затем был спад. Вот в этот момент на меня, конечно, ругались, что скрывать. Сейчас вроде бы вернулся на более менее должный уровень.
– Принципиально ли в "Сибири", кто с кем в звене играет, или система команды универсальна и подходит для всех?
– У нас универсальная система. Мы знаем, кто где находится и кто в каком месте будет в следующую секунду, независимо от того, кто твои партнеры. Можно играть хоть с кем, будь то оборона или атака. Мне сейчас очень комфортно взаимодействовать с Сережей Шумаковым и Степой Санниковым.
– Несмотря на четкое игровое задание, в последних матчах вам удавались довольно красивые голы после индивидуальных действий. Разрешают ли тренеры брать инициативу на себя?
– Спасибо им, что доверяют. Разрешают ли обострять? Требуют! (Улыбается).
– Нет разговоров, что "Сибирь" в нынешнем составе существует последний сезон?
– Посмотрим, как будет. Сейчас рано говорить об этом, впереди решающие матчи. Но в любом случае, "Сибирь" будет жить. С такими болельщиками, как у нас, недопустимо, чтобы команда снова опустилась вниз.
– Но деньги за прошлый сезон-то отдали?
– Да, все хорошо. Да и незачем мне жаловаться.
– Ждал ли вызова в сборную?
– Если не ждать, не думать о первой сборной, то зачем тогда играть в хоккей? Постоянно ставлю перед собой новые цели. Очень рад, что попал в сборную, смогу проверить себя на таком высоком уровне. Олимпийской ведь ее называют?
– Нет, олимпийская – это другой проект. А это самая настоящая национальная сборная. От кого узнали, что пришел вызов?
– От главного тренера. Андрей Владимирович нам сообщил. Сказал напутствие. Личное. Не буду говорить какое (улыбается).
Немножко зная Андрея Скабелку, догадываюсь, какое именно напутствие для сборной сказал он своим подопечным. Пожелаем и мы того же! Хотя это только программа-минимум.