В сообщениях о вероятном проведении хоккейных матчей на арене "Крестовский" нет ничего сенсационного. Зная амбиции руководства СКА и помня о его громких заявлениях на протяжении последних лет, лично я ждал появления этих новостей гораздо раньше. Помешали ставший притчей во языцех долгострой со стадионом и последующие крупные футбольные турниры – Кубок конфедераций и чемпионат мира – отодвинули проведение Зимней классики в городе на Неве на несколько лет. Более того, Санкт-Петербург упустил возможность стать первым хозяином матча на открытом воздухе в рамках чемпионата КХЛ. В прошлом декабре СКА принял участие в такой игре, но она состоялась в центре Хельсинки.
Сейчас петербуржцы собираются отыграться за счет двух вещей. Во-первых, на Крестовском пройдет матч Евротура с участием сборных России и Финляндии. И только потом состоится принципиальная игра СКА - ЦСКА. Во-вторых, планируется, что за каждой из этих встреч смогут наблюдать вживую по 60 тысяч зрителей. Не сомневаюсь в организаторских способностях специальных служб ФХР и петербургского клуба, поэтому если не подведет сложно предсказуемая питерская погода, то ожидаются два аншлага. Впрочем, есть вариант и закрывающейся крышей. Соответственно, будут побиты два рекорда по домашней посещаемости – как для игр сборной, так и для команд КХЛ.
Немного огорчает только то обстоятельство, что все делается в последний момент. Переговоры с "Зенитом", управляющим "Крестовским", еще не окончены. Я не сгущаю краски, хотя до предполагаемых матчей впереди остается почти два месяца. Проведение таких игр под открытым небом автоматически становится главным достоянием сезона за исключением чемпионата мира и розыгрыша Кубка Гагарина. За океаном телевидение давно просекло "фишку", снимая фильмы и передачи, посвященные подготовке команд КХЛ к участию в Зимней классике. Все это пользуется отличным спросом. Кажется, что масштабный проект не помешал бы и сейчас, когда интерес к лиге и хоккею в целом находится на низкой отметке. Особенно на фоне вала положительных и, к сожалению, отрицательных новостей из футбольного мира. Надеюсь, что всех ждут приятные сюрпризы, а ролики с минимальным количеством купюр из раздевалок двух армейских команд станут хитами.
Нужно разрешить алкоголь
Стремление все сделать максимально большим, грандиозным, рекордным – это хорошо для первого раза. Но самое главное, чтобы зрители не только почувствовали причастность к большому событию, но захотели приходить на хоккей еще и еще. Ведь разглядеть шайбу с трибуны футбольного стадиона нереально. Даже большие мониторы, как показывает опыт НХЛ, слабо помогают. Огромное расстояние до коробки убивает восприятие игры как зрелища. В этой связи мне очень понравился прошлогодний опыт Хельсинки и Риги, где были проведены первые матчи регулярного чемпионата КХЛ на открытом воздухе. Организаторы не стали ударяться в гигантоманию, соорудив трибуны на 17 с половиной и 10 с половиной тысяч зрителей. Таким образом, удалось соблюсти баланс между настоящим хоккеем и шоу. А что касается прибыльности этого проекта, то он нужен в первую очередь как имиджевая акция, работающая на раскрутку и репутацию. Президент "Йокерита" рассказывал, что организаторы двух матчей – помимо "шутов" на временной арене был проведена встреча финского чемпионата с участием ХИФКа – по финансовым затратам ставили задачу выйти в ноль. Для наших соседей важнее было устроить хоккейный праздник, который был приурочен к нескольким юбилеям: 100-летию образования государства, 50-летию со дня создания "Йокерита" и 10-сезону КХЛ.
Я сам был на игре в Хельсинки, по-детски остался доволен атмосферой, но чуть не продрог до костей всего лишь при нулевой температуре. Спасли напитки известной крепости, своевременно доставленные коллегами из пресс-службы КХЛ. Простые болельщики тоже имели возможность согреться аналогичным образом. И, поверьте, ни одного серьезного инцидента не произошло. Тогда как в России существует дикий по нынешним временам запрет на употребление алкогольных напитков. Недавний чемпионат мира по футболу показал, что при должной организации проблем в этом плане не возникает. Если руководству нашего хоккея удастся хотя бы в качестве исключения сделать для простого зрителя, а не только посетителей ВИП-лож доступными все виды околохоккейного досуга, то это будет прорыв. Сам по себе матчи под открытым небом – это огромный плюс. Осталось только провести их так, чтобы о них с приятными чувствами вспоминали и через неделю, и через месяц, и через год. Именно такой итог, а не только полные трибуны, можно будет признать реальным успехом.
Самые посещаемые матчи в истории КХЛ
Дата |
Стадия |
Город |
Матч |
Посещаемость |
02.12.2017 |
Регулярный чемпионат |
Хельсинки |
Йокерит – СКА – 3:4 |
17 645 |
24.04.2014 |
Финал |
Прага |
Лев – Металлург – 3:5 |
17 073 |
28.04.2014 |
Финал |
Прага |
Лев – Металлург – 5:4 ОТ |
16 894 |
22.04.2014 |
Финал |
Прага |
Лев – Металлург – 3:2 |
16 435 |
09.10.2012 |
Регулярный чемпионат |
Прага |
Лев – Динамо М – 0:1 |
16 317 |
Самые посещаемые матчи в истории хоккея
Дата |
Турнир |
Город |
Матч |
Посещаемость |
11.12.2010 |
NCAA |
Энн-Арбор, США |
Вулврайнс – Спартанс – 5:0 |
113 411 |
01.01.2014 |
НХЛ |
Энн-Арбор, США |
Детройт – Торонто – 2:3 ОТ |
105 491 |
07.09.2010 |
ЧМ |
Гельзеркирхен, Германия |
США – Германия – 1:2 ОТ |
77 803 |
06.10.2001 |
NCAA |
Ист-Лэнсинг, США |
Спартанс – Вулврайнс – 3:3 |
74 554 |
01.01.2008 |
НХЛ |
Баффало, США |
Баффало – Питтсбург – 1:2 ОТ |
71 217 |
Рекорд в СССР – Чемпионат мира. 5 марта 1957 года. Лужники. СССР – Швеция – 4:4 (55 000 зрителей)