Завершение карьеры Павла Дацюка в НХЛ воспринимается с легким налетом грусти. Казалось, что он вечен и продолжит играть за "Детройт" до скончания веков. Даже в минувшем сезоне после операции на ноге и трудного процесса восстановления Дацюк оставался ведущим игроком своей команды. Любого другого действующего хоккеиста нельзя описать одновременно двумя словами, характеризующими человека с совершенно разных сторон: скромный и великий.
Огромное уважение к соперникам, отсутствие врагов, дружелюбная натура – этими чертами Северная Америка с ее во многом консервативными взглядами на манеру поведения игроков была покорена сразу и окончательно. Могу засвидетельствовать лично. Ни один иностранный специалист, журналист или просто болельщик не упускал возможности при общении выразить восхищение тысячей и одним достоинством Дацюка. С таким придыханием и тихим восторгом не говорили ни об одном другом российском энахаэловце. Дело здесь, конечно, не в многочисленных личных и командных достижениях. Хотя пара Кубков Стэнли, участие в Матчах звезд, призы джентльмену лиги и лучшему оборонительному форварду говорят сами за себя.
В медийном плане Дацюк в силу скромного характера, наверное, проиграл. Его лучшие сезоны пришлись на то время, когда НХЛ активно раскручивала противостояние Александра Овечкина и Сидни Кросби. Но во всем остальном Павел вышел победителем. Только один факт, лучше всего говорящий о его влиянии на другие умы. При просмотре перед последними драфтами анкет лучших юниоров всего мира поражает количество тех, кто в качестве кумира назвали именно Дацюка. Про количество свитеров, кепок, толстовок и прочей сувенирной продукции с его фамилией и 13-м номером и вовсе рассуждать можно много и долго.
Нынешние разговоры о том, что еще годик ему следовало задержаться и доиграть в "Детройте" до конца контракта, оставим в стороне. Своими достижениями и репутацией Павел заслужил право самому решать, куда двигаться дальше. В любом случае, "Ред Уингз" он отдал свои лучшие годы. Российский болельщик вживую Волшебника видел преступно мало. По большому счету это два локаута, вместившие в себя полтора сезона, сочинская Олимпиада и последний чемпионат мира. О временах "Ак Барса" и тем более "Динамо-Энергии" говорить и вовсе неуместно. Тогда он только делал первые шаги к мировому признанию. Всем причастным к НХЛ посчастливилось видеть Дацюка в полной красе на протяжении почти полутора десятилетий.
Ему самому повезло попасть в "Детройт" золотых времен. Опека со стороны живых легенд Сергея Федорова и Игоря Ларионова, терпение знаменитого тренера Скотти Боумэна и вместе с тем выгрызенное в первом же тренировочном лагере место в основном составе самой сильной по составу команды лиги – без этого талант Дацюка мог и не заиграть всеми красками в Северной Америке. Попади он тогда в любой из других клубов НХЛ, то в эпоху торжества оборонительных схем, "капканов" и прочих незрелищных тактических ухищрений, то с большой долей вероятности через сезон-другой вернулся бы в "Ак Барс". Так что и "Детройт" заслужил теплых слов за превращение нескладного парня с великолепными задатками в мастера мирового уровня.
Подчас дурацкая манера награждать любого игрока прозвищем в случае с ним сработала. За действиями Волшебника можно наблюдать не отрывая глаз: невероятное владение клюшкой, финты, хитрые отборы шайбы, "слепые" передачи на гол, исполнение буллитов почти за гранью человеческих возможностей. Наконец, появление в лексиконе североамериканских комментаторов и журналистов такого оборота как "дацюкианский" применительно к техническому приему, заставляющему от удивления раскрыть рот и застыть на месте. Специалисты больше ценили в нем редкое для хоккеиста российской школы умение действовать в обороне при невыдающихся габаритах, но огромном игровом интеллекте.
Редкое качество влюблять своей игрой в хоккей даже тех, кто к нему ранее оставался глубоко равнодушен, невозможно оценить деньгами и титулами. Своей карьерой Дацюк, пожалуй, заслужил от НХЛ учреждения приза самому техничному (назовем его так условно) нападающему сезона. Разве кто-то посмеет в здравом уме отвергнуть такое предложение?