В прошедшие выходные НХЛ и профсоюз игроков возобновили переговоры, но достигли соглашения лишь по второстепенным вопросам
Слава МАЛАМУД из Вашингтона
Что ж, теперь игроков НХЛ будут более интенсивно проверять на допинг. Соглашение достигнуто, всем радоваться! Шансы на то, что добрейший человек Павел Дацюк в ближайшее время попадется на лошадиной дозе озверина в его талантливом теле, только что значительно понизились.
Если лига и профсоюз игроков могут в чем-то согласиться, так это в том, что проблема допинга в НХЛ - не самая насущная на сегодняшний день. И в том, что тестировать надо больше и лучше, естественно. Но главные потребители запретной конфетки - узкоспециализированные мордобойцы - уходят в прошлое как класс, а остальному контингенту это дело не так уж остро и нужно.
Еще меньше это нужно клубам (потому что это головная боль, плохой пиар и угроза травм) и профсоюзным деятелям (потому что все то же самое), да еще и с Олимпиадой на носу… Про нее, кстати, речи опять не было вообще, и это обнадеживает. В день, когда достигалось взаимопонимание по вопросам всевозможной мелочовки, Сочи-2014 в эту категорию не попал.
Кроме допинга в последнем раунде переговоров комиссар Гэри Бэттмен и глава профсоюза Дональд Фер (тут так и хочется цитировать старую советскую программу "Время") достигли взаимопонимания по стратегическим вопросам безопасности. Игроков, то есть. Речь идет о профилактике травм и тому подобной медицинской тематике. И еще уладили кое-какие легковесные пункты будущего договора - вроде того, когда и как долго игроки могут пользоваться тренировочными объектами клубов. А в субботу, встретившись еще раз, даже обсудили кое-что из экономики - в частности, что именно считать "хоккейными доходами" клубов. Сдвиги отнюдь не сейсмические, как видите, но хоть что-то…
ТРАНШЕЙНАЯ ВОЙНА
Главных экономических вопросов Фер с Бэттменом в эти выходные не обсуждали, и поэтому какого-либо клокочущего оптимизма нынче в хоккейной Северной Америке вы не найдете. Тем не менее давайте вспомним, что в 2004 году Бэттмен и Гуденау испытывали друг к другу такую неприязнь, что кушать не могли аж до декабря. Под словом "кушать" я подразумеваю "видеть друг друга", разумеется. Тот факт, что с Фером комиссар способен проводить хоть какое-то время в одной комнате, можно отнести к разряду серьезных достижений.
Впрочем, если у Фера с Бэттменом отношения пока складываются профессиональные и даже взаимоуважительные, то заместитель комиссара Билл Дэйли выражается в прессе более чем категорично. Например, обвиняет игроков в неуступчивости. Мы, говорит, за последние два месяца сделали два шага им навстречу, а они ни на доллар в нашу сторону не продвинулись. Потом угрожает армагеддоном: вот, говорит, скоро начнем отменять матчи регулярного сезона.
Впрочем, от него это как раз и ожидается. Точно так же, как и в президентской кампании в США, где задача кандидата в вице-президенты - палить с обоих стволов и говорить вещи, которые "главному" говорить может быть не с руки, заместитель Бэттмена трудится на острие атаки. А за кулисами война идет скорее траншейная, выжидательная.
Дэйли, впрочем, прав: уже на днях НХЛ начнет отменять матчи регулярки. Это тот самый Рубикон, за которым начинается жизнь в долг - как у игроков, так и у владельцев. К середине октября хоккеисты, не устроившиеся за рубежом, пропустят первый чек с зарплатой. К началу ноября отсутствие матчей на национальном ТВ здорово ударит и по лиге. Кто-то в конце концов начнет рыть землю и искать в ней компромисс. Бэттмен уверен, что дрогнут игроки. Профсоюз намерен не дать слабину и не высечь себя, как в 2005-м. А пока договариваются по мелочам, чтобы хоть что-то сделать. Однако не так уж и не прав заместитель главы профсоюза Мэтью Шнайдер (бывший защитник "Монреаля", "Детройта" и еще восьми других клубов НХЛ), когда говорит, что мелкие вопросы часто сами собой приводят к большим.
НЕФТЕСТРАСТИ
А пока в Нью-Йорке профсоюз с лигой разыгрывают свой академический балет, в Эдмонтоне вовсю бушует мелодрама. Владелец "Ойлерз" Дэрил Кац уже давно пытается вытрясти из городской казны деньги на строительство новой арены, и великий хоккейный город лихорадит от грызни его первых лиц.
Вообще-то поначалу городская казна была только рада отдаться Кацу, но тот вдруг начал требовать от нее все больших и больших жертв, пока отношения хоккейного магната с властями Эдмонтона не перешли в категорию радиоактивных. В конце концов мэр города потребовал, чтобы Кац (который страшно не любит появляться на публике) сам пришел в кабинеты власти и объяснил, что именно и для каких конкретных нужд ему требуется.
Кац, в свою очередь, решил, что не ему, спасителю легендарного клуба и повелителю судеб единственной гордости и отрады Эдмонтона, идти на прием к какому-то там чиновнику. В ответ владелец "Нефтяников" слил в прессу туманные намеки на нависшую угрозу будущему команды, после чего банально взял и поехал с визитом в Сиэтл - туда, где (надо же, какое совпадение!) только что одобрили проект строительства новой арены. Знаете, что случилось в Эдмонтоне? Канадский эквивалент того, что две недели назад творилось в Египте и Ливии, благо причина примерно та же самая. Поругание святыни.
Впрочем, на этом сравнения с Ближним Востоком (да и с Россией, кстати, тоже) благополучно заканчиваются. Кац понял, что дал маху, и тут же купил две полосы в эдмонтонских газетах, на которых пространно извинился перед болельщиками.
"Я принял за должное поддержку и любовь болельщиков, - написал Кац. - Я был не прав и прошу меня за это простить…" Факт остается фактом: "Нефтяникам" нужен Эдмонтон, а Эдмонтону нужны "Нефтяники". Кац признал, что совершил глупость, поехав в Сиэтл, и повинился в "личном недостатке" - неумении вести связи с общественностью.
На все это город Эдмонтон, надо полагать, ответил долгим и немного неловким молчанием. Впрочем, кое-где в сети уже пошутили, что если перед фанатами надумают извиняться владельцы "Торонто", то им придется для этого купить не две газетные полосы, а две газеты…
Хотя, кто его знает, кому и сколько еще придется извиняться перед болельщиками к тому времени, как локаут в НХЛ наконец-то завершится.