Судя по всему, сегодня будет официально объявлено о завершении локаута и подписании нового коллективного соглашения между НХЛ и профсоюзом. "СЭ" попытался подвести первые итоги четырехмесячного конфликта.
Слава МАЛАМУД
из Вашингтона
НХЛ - спорт наивысшей категории, в чем хоккейная публика России имела отличный шанс убедиться на примерах Александра Овечкина, Павла Дацюка, Ильи Ковальчука, Евгения Малкина, Никласа Бэкстрема и Семена Варламова. Не забудем также и Райана Ньюджента-Хопкинса на молодежном чемпионате в Уфе - единственного участника первенства, имевшего за плечами целый сезон в НХЛ и наглядно показавшего, чего стоит этот опыт.
А вот то, что творилось в Северной Америке в последние четыре месяца, - это шоу. Причем довольно-таки низкопробное, а это особенно стыдно, если учесть, что действие происходило главным образом в Нью-Йорке, причем буквально в двух шагах от Бродвея. Ничего искреннего и животрепещущего в этой постановке не было, а были дешевая комедия для прессы и бессовестная игра на публику.
Обе стороны с самого начала прекрасно знали, чем все закончится, и при большом желании и наличии доброй воли друг к другу и болельщикам (в чем они сейчас наверняка последних истово уверяют) могли бы разрешить все свои проблемы давным-давно. Но с доброй волей у господ Гэри Бэттмена и Дональда Фера оказалось туговато, зато с самомнением и антагонизмом все было в полном порядке, и вышло по-чеховски - комедия в трех актах, в которой слез было куда больше, чем смеха.
В представлении приняли участие все. Во-первых, конечно же, комиссар НХЛ Бэттмен, летом предъявивший профсоюзу абсурдные требования, а в январе принявший те же условия, из-за которых он закатил для прессы истерику месяцем раньше. Хорош и босс профсоюза игроков Фер, который с самого начала знал, что локаут его клиенты проиграют (хоккеистам так или иначе пришлось кое в чем уступить), но сделал все, чтобы аналитики объявили победителем именно его. Хотя прекрасно знал, что Бэттмен - человек тяжелый и среагирует на это в высшей степени неадекватно.
Постарались и игроки, впрыскивавшие в прессу несуразные угрозы и обещания и вселявшие в болельщиков по обе стороны океана глупые надежды. Да, фанаты клубов КХЛ, теперь-то вы тоже в курсе, что всякого рода высказывания были частью комедии и орудием информационной войны. Наверняка понимали это и раньше, но обманывать себя было так приятно…
Впрочем, россиянам пенять не на что, разве только на тот факт, что локаут все-таки закончился. Только ведь надежды на то, что он не закончится, тоже ведь не имели никакого отношения к реальности. И опять же были частью спектакля. Не осталась в стороне и пресса, обреченно, но усердно полоскавшая каждый лоскут того грязного белья, которое действующие лица и исполнители регулярно нам подбрасывали.
И вот пьеса сыграна, занавес опущен. Пришло время спорта. Которому, увы, на этот раз отведена роль второго плана.
Итак, сезон в НХЛ будет. Пусть и неполноценный по здешним меркам (впрочем, он получится лишь чуть короче нынешнего сезона КХЛ, а если учесть плей-офф, то и длиннее), но хоть какой-то. Почти наверняка нас ждет какой-нибудь большой сюрприз, подстать победе "Нью-Джерси" в Кубке Стэнли 1995 года, потому что никогда не знаешь, какой команде спринтерский режим пойдет на пользу.
Будет логично ожидать взлета российских звезд, имевших хорошую игровую практику на родине, пока лучшие североамериканцы отдыхали или искали более легкой жизни в Европе. Наиль Якупов отправится в поход за "Трофеем Колдера", Сергей Бобровский попытается стать основным вратарем "Коламбуса", Илья Ковальчук и Александр Овечкин - завоевать, наконец, Кубок Стэнли, Илья Брызгалов - убедить руководство "Филадельфии" не выкупать его контракт, Александр Семин - использовать свой последний шанс стать звездой НХЛ. Евгений Малкин с Павлом Дацюком, надо думать, Малкиным и Дацюком останутся: они уже гении - и все всем успели доказать.
Никуда не денутся от лиги и спонсоры, чьего исхода многие боялись. Телевидение тоже не убежит. Бэттмен с Фером до крайней черты лигу все-таки не довели. Да и знали, что не доведут. Потянутся на арены и болельщики, потому что на то они и больные, что с ними можно делать что угодно, а они все равно вернутся.
Кто-то из игроков и владельцев уже выступил с извинениями, и кому-то фанаты уже поверили, но эмоции бизнесменов - субстанция темная. Что там реально творится в их душах - такая же загадка, как "травма верхней части тела". А лига уже предполагает, что выручка будет возрастать каждый год, и даже знает, насколько. Все уже высчитано, все продумано, над всеми предложениями фанатского бойкота все уже посмеялись. Все вернется на круги своя.
Так чем же все завершилось? Что наколдовали лига с профсоюзом, проведя в заседаниях более 16 часов подряд с субботы на воскресенье? Получилось у них ровным счетом то же самое, что получилось бы у произвольно выбранного ученика пятого класса, умеющего вычислять среднее арифметическое, минут за пять.
Во-первых, потолок зарплат в этом сезоне составит 64,3 миллиона долларов на команду. То есть в переводе на русский, "где-то один СКА". Это - ровно то место, где потолок висел в прошлом сезоне. При этом лига изначально предлагала опустить его до 60 миллионов, а игроки - поднять до 67. Для того чтобы убедить Бэттмена и Фера принять самое логичное решение и сойтись примерно на серединке, ничего не меняя, потребовалось срочное вмешательство сотрудников федеральной службы разрешения конфликтов. Абсурд!
Невозможно поверить в то, что из-за этой чепухи сезон чуть было не отменили. Учтите также, что с поднятием потолка лига не потеряла бы ни цента: если бы эти деньги не удалось отбить доходами, остаток все равно вернулся бы владельцам через "эскроу" - специальный фонд, созданный как раз для этих целей.
Во-вторых, максимальная длина контракта ограничена теперь семью годами для игроков, переходящих в другую команду, и восемью - для тех, кто обновляет договор со старым клубом. В декабре лига предлагала установить эти сроки на пяти и семи годах соответственно, причем вице-комиссар НХЛ Билл Дэйли говорил прессе, что это "холм, на котором мы умрем". Но на поверку холм оказался скорее навозной кучей, умирать на вершине которой никто не собирался.
На самом-то деле все эмоции, якобы испытанные Бэттменом и Дэйли на ставшей знаменитой пресс-конференции, видятся теперь насквозь фальшивыми. Невольно хочется сравнить их с ситуациями, когда актеру, играющему Джеймса Бонда, по сценарию надо изобразить муку, отчаяние или, чего доброго, прослезиться. Если нужная мимика и достигается, то только при жутком скрипе шестеренок… Ума не приложу, как тогдашний гнев комиссара можно было принять за чистую монету. Но мы, журналисты, приняли. Видимо, шибко устали от всего увиденного и услышанного.
В-третьих, перепад в зарплате игрока от одного года к другому не может составлять более 35 %, причем разница между самым урожайным и самым скудным годами ограничена 50 %. Эти два условия вкупе с ограничением срока можно назвать "правилом Ковальчука" - попыткой истребить как класс долгосрочные контракты, единственной целью которых является жульническое запихивание дорогостоящего игрока под потолок зарплат. Лига в свое время просила пятипроцентную вариацию и, опять же, клялась, что не отступит с этого рубежа ни на дюйм. А в итоге приняла контрпредложение Фера, промучив фанатов еще месяц… При том что команды все равно найдут способ обходить этот самый потолок. И лиге придется размышлять над новой заплаткой…
В остальных вопросах все решилось вообще полюбовно: игрокам прибавили пенсию, богатые клубы будут делиться с бедными чуть большей суммой, ближайший срок истечения нового коллективного договора - 2021 год.
Ну и насчет Сочи… Этот вопрос, как выясняется, так утрясен и не был - его решат отдельным порядком, но, судя по всему, обе стороны не возражают против еще одной (как минимум) Олимпиады. Так что можете дышать глубже - все будет.
Игроки поначалу потеряют немножко денег (нельзя от 57 процентов выручки лиги перейти к 50 и ничего не потерять - Ломоносов с Лавуазье не позволят), но их им возместят в течение нескольких лет. Может быть, не все возместят, но это уж как выйдет. Нет в жизни совершенства. Но удар по хоккейным кошелькам все равно не настолько велик, чтобы Овечкин с Ковальчуком исполнили свои угрозы и остались назло кондуктору в КХЛ.
Вот, пожалуй, и все. Было из-за чего копья ломать, стилеты точить и плескать во все стороны цикуту в страшной ажитации? Ну да Бог им всем судья…
Хорошо лишь, что Дацюк, замечательно подчеркнув театральность всей этой глупой истории, подарил Москве напоследок собственное маленькое шоу. По-русски, по-скоморошьи. Лучшего завершающего аккорда локауту и не придумаешь.