СВОЯ КОЛОНКА
Слава МАЛАМУД
Когда-то Александр Овечкин выиграет в моем хоккее что-то очень большое и очень важное. Я не имею в виду Кубок Гагарина (на котором его имя будет выгравировано, но который он все-таки не выиграл) и даже благополучно забытый и безымянный трофей суперлиги, который он, 19-летний, взял вместе с Павлом Дацюком в предыдущую локаутную пору. И уж, конечно, не золотую медаль чемпионата мира, которая, как мне из Америки видится, в глобальном хоккейном масштабе имеет статус утешительного приза.
Я имею в виду тот Кубок, который сто миллионов лет назад (я так, примерно вспоминаю) приобрел в ювелирной лавке города Лондона приказчик английского лорда и который, ввиду нажитого за долгие годы посеребренного брюха, надобно поднимать над головою двумя руками и горизонтально.
Это в России его нынче принято называть "ведром", "кастрюлей" и прочими неэлегантными предметами деревенского быта, а ведь бьются за него так, как не бьются ни за один другой спортивный приз мира. В том числе и россияне. Вы у Ильи Ковальчука спросите, хоть он и любит иногда впрыснуть в родную прессу антизападный тезис по поводу и без. А в прошлом году Илюша за эту самую "кастрюлю" грыз лед, несмотря на больную спину, и ни разу не пожаловался и даже не скривился от боли – чтобы, не приведи Будда, соперник не узнал.
Так что пусть Овечкин выиграет этот "бидон". Патриотический задор, как мне видется, на родине рано или поздно пройдет, и многие лета спустя, когда мы будем смотреть неизбежное, как заморозки на почве, кино "Легенда № 8", именно об этом достижении Александра будет сказано больше всего. Думается, что именно так самореализоваться в спорте больше всего хочет и он сам.
Чтобы в семи матчах, где-нибудь на "Верайзон-сентере", против какого-нибудь "Чикаго", и чтобы его, первого русского капитана-чемпиона, вызвал к себе комиссар НХЛ и втюрил ему в дрожащие руки этот трижды поносимый нынче в РФ буржуйский "котел", а Овечкин сказал бы: "А-а-а-а!" И в России никто бы не подумал, что лучше бы он помог сборной главного тренера Яшина в Ческе-Будеевице в принципиальном дерби с Восточной Славонией.
И лично мне из Вашингтона кажется, что все это когда-нибудь произойдет. Смешно списывать на боевые потери карьеру игрока, которому только сейчас будет 28 и который только начал раскрываться в новом игровом ракурсе. Стив Айзерман и Рэй Бурк уж куда дольше ждали, и, кстати, Стива в свое время ругали примерно теми же словами, которыми нынче поругивают Александра.
Ну, и Александр, понятное дело, в окопах не отсиживается. Давешняя его тирада о заговоре судей и НХЛ не может восприниматься всерьез ни одним нормальным человеком. Хотя бы потому, что все это говорят каждый год все проигравшие, и если бы Гэри Бэттмен действительно руководил таким количеством тайных спецопераций, то его давно поймали бы в Москве с компасом, блондинистым париком и славянским шкафом. Кстати, тренер "Рейнджерс" Джон Торторелла год назад схлопотал от Бэттмена штраф за точно такую же теорию заговора – но уже против "Синих рубашек". Старина Гэри, видимо, настолько зловещ и таинственен, что даже сам не знает, благоволит ли он Нью-Йорку или тайно его ненавидит.
Но для Овечкина это был просто "выпуск пара", потому что времена, когда он откровенно ловил кайф от громких высказываний, уходят в прошлое. Ему все еще не слабо зарядить на пресс-конференции про функции и содержимое унитазов (так было в апреле) или выйти в свет в майке с надписью: "Я че, опять тут самый красивый?" (в январе), но все это – лишь штрихи к портрету и давно уже не самоцель. Седых волос на голове Александра куда больше, чем полагается иметь в его возрасте, а внутри головы медленно, но верно разворачивают наступление зрелость и рассудительность.
Придет время, и Овечкин будет не столько харизматичной звездой, сколько примером профессионализма. И стиснет он зубы, и превзойдет реальных и мнимых недругов, и пойдет за ним команда, и достигнет своего самого главного Грааля, который "бидон" или "кастрюля" – только для недалеких завистников. С Ковальчуком такая метаморфоза, пусть пока и без Грааля, уже произошла. С Малкиным тоже. А вот Кросби, с которым мы когда-то Овечкина запальчиво сравнивали, она и не требовалась. Счастливчик, чего уж там.