Наставник "Далласа" и один из тренеров олимпийской сборной Канады специально для "СЭ" прокомментировал дебют новичка своего клуба Валерия Ничушкина, в первом же контрольном матче сделавшего дубль.
Наталья ШМЕЛЕВА
из Далласа
Когда регулярный сезон НХЛ стартует, времени у опытного специалиста на эксклюзивные интервью уже не будет. А вот вчера после очередной двусторонки Рафф пребывал в хорошем настроении и согласился поговорить с российским репортером на все актуальные темы – от Ничушкина до Сочи-2014.
Надо сказать, что для старины Раффа тема Ничушкина – крайне важная. Техасский клуб нуждается в талантливой молодежи, и Рафф прекрасно понимает всю степень ответственности. Ведь если он не справится с российским вундеркиндом, тот, скорее всего, вернется на родину и будет живописать Раффа метафорами Максима Афиногенова, не раз сетовавшего на "дуболомных" североамериканских специалистов.
ГРУЗИТЬ ВАЛЕРИЯ НЕ СОБИРАЮСЬ
– Каково ваше впечатление от Ничушкина после первого контрольного матча?
– У парня хорошие сила, скорость и катание. Конечно, ему необходимо еще физически подкачаться. Думаю, он с этим справится.
– Валерий сформулировал свои задачи в НХЛ как "бегать, пасовать и забивать". Какими их видите вы?
– Да, с шайбой у него хорошо получается. На турнире в Траверс-Сити делал все отлично на прекрасной скорости. Однако ему надо адаптироваться к игре на маленькой площадке, знать, что делать на льду, когда шайбы нет. Он сам понимает, что правильная позиция на малом льду – это очень важно.
– Как собираетесь "растить" молодого форварда, когда все силы в официальных матчах уходят на достижение побед?
– Конечно, мы не можем ускорить его рост, но в Траверс-Сити Валерий показал, что хорошо понимает нашу игру даже без особого понимания нашего языка. Хочу, чтобы он чувствовал себя, как в своей стихии, и показывал все, на что способен. "Грузить" его лишними требованиями не собираюсь.
– Как у вас складывается общение?
– Сейчас Валерию помогает со скамейки наш русскоговорящий скаут. Не очень, конечно, удобно, но по крайней мере мы можем обсудить то, что я считаю важным.
– Есть ли у вас уверенность, что Ничушкин закрепится в основном составе?
– Гарантий я не даю никому, место в составе надо заслужить. Но я уверен, что он постарается.
Я – РУСОФОБ? ЧУШЬ!
– В своих интервью, говоря о разных сборных на планете, вы подчеркивали их дисциплину, трудолюбие. Характеризуя российскую команду, всегда ограничивались лишь комплиментами звездам. Какой же вы видите нашу сборную в целом?
– Русским я уступил на чемпионате мира в 2009 году, потому что они играли здорово. У вашей команды во многом структурированная игра. Лучшая в мире техника приходит от русских хоккеистов. Задача тренера – заставить всех работать как единый механизм. Победил – значит, тебе это удалось. В этом и заключается ответственность тренера.
И у канадцев, и у американцев, и у русских проблемы одинаковые – за короткий период времени собрать и наиграть хоккеистов из разных команд. За две недели нужно объяснить мастерам высочайшего класса их задачи. Не сумеешь объяснить – быстро вылетишь из турнира.
– Как относитесь к возвращению Ильи Ковальчука на родину?
– Считаю, это его личное дело.
– В российской прессе вас иногда характеризуют как русофоба.
– Меня?! Да с чего это? У меня есть прекрасный опыт общения с русскими игроками – скажем, Афиногеновым, Калининым, никаких проблем с ними не возникало.
ТОРЧЕТТИ? ВСЕХ НЕ УПОМНИШЬ
– Когда вы потеряли работу в НХЛ, получали предложения из России?
– Нет.
– Тренер Вячеслав Быков, которому вы уступили золото на ЧМ-2009, уже два года их не получает. Удивлены?
– У нас такая работа, что уже ничему не удивляешься.
– Что можете сказать о Джоне Торчетти, который из ассистента в "Чикаго" превратился в главного тренера статусного российского клуба?
– Торчетти? (Похоже, Рафф впервые услышал эту фамилию. – Прим. Н.Ш.) Знаете, много кто нынче в Россию уезжает, всех и не упомнишь. Вон, даже Майк Кинэн туда отправился.
В СОЧИ – ЗА ЗОЛОТОМ
– Олимпийский сезон для тренера сложнее, чем обычный?
– Всю необходимую клубную работу я провел летом – игроков мы задрафтовали, сборы провели. Теперь все мысли о подготовке к старту чемпионата НХЛ. А о Сочи подумаем чуть позже.
– Помните суперсерию СССР – Канада в 1972 году? Для вас это было обычное спортивное состязание или противостояние двух идеологий?
– Знаете, я не видел матчей, слушал трансляции по радио. Мне было всего 12 лет, и для меня это был просто хоккей. Я рос в маленьком городке на западе Канады и мало что знал об СССР и различных идеологиях.
Вот и сейчас в Сочи мы поедем играть в хоккей и побеждать. На Олимпиаде в Ванкувере, когда в четвертьфинале встречались с Россией, одной из сильнейших команд в мире, знали, что нам надо провести свой лучший матч. Это был только хоккей – и ничего больше. Меня вообще волнует только любимая работа, а думать о какой-то политике нет ни времени, ни желания.