Собкор "СЭ" в Северной Америке Слава МАЛАМУД
анализирует арест и дисквалификацию защитника "Лос-Анджелеса" Вячеслава Войнова.
Как всегда в случаях, когда спортсмены становятся героями рубрики "Из зала суда", самое иссушающее душу занятие – читать отклики болельщиков, не знающих о ситуации ровным счетом ничего, но уже имеющих о ней хорошо взлелеянное мнение. Особенно клинических параметров этот феномен достигает почему-то в случаях с российскими спортсменами, попавшимися "там". Просто потому, что мнения по обе стороны кордона обычно выстраиваются диаметрально противоположные, но одинаково экстремальные.
В случае с Вячеславом Войновым, как и в прошлом году с Семеном Варламовым, все пока идет по этому же шаблону. Американцы изгаляются на тему русских придурков, умеющих говорить с женщинами только языком резких и порывистых жестов, а россияне уже все знают про облико-морале девушки и сетуют на злобных пиндосов, для которых нет занятия милее, чем упечь в полон вольную русскую душу.
Факты в таких случаях всегда поспевают на вечеринку последними, когда уже все выпито, вытанцовано и вымахано, и ничего, кроме судеб непосредственных участников драмы, уже не меняют. Но с них все-таки следует начать. А они у нас на сегодняшний день, напомню, такие.
Защитник "Лос-Анджелеса" и сборной России был арестован поздней ночью с воскресенья на понедельник (в Москве уже бил копытом рабочий день) в больнице "Литтл компани оф Мэри" в лос-анджелесском пригороде Торранс. Войнов находился в больнице с пострадавшей и, возможно, сам ее туда отвез. Полицию вызвал персонал клиники с отягчающим воображение названием "Маленькая компания Девы Марии", потому что, по их оценке, произошел факт бытового насилия.
Полицейские города Редондо-Бич, где проживают Войнов и пострадавшая, прибыв в больницу, установили, что факт насилия действительно произошел, причем в пределах их населенного пункта. Во всяком случае, именно это заявил сержант Пол Рибицки, разговаривавший на эту тему с прессой. Никаких других деталей о происшествии сержант Рибицки не предоставил, сказав лишь, что Войнову будет предъявлено обвинение по статье 273.5 уголовного кодекса штата Калифорния ("бытовое насилие"), каковая статья предполагает: а) наличие соответствующей степени тяжести повреждений и б) наличие определенных отношений между обвиняемым и жертвой.
Войнов был арестован и провел ночь за решеткой, после чего был отпущен, заплатив залог в 50 тысяч долларов. В среду ему назначено появление в суде, где будут озвучены обвинения и объявлен срок первого слушания. Вот собственно и все конкретные факты криминальной хроники. Все остальное, включая личность жертвы и серьезность нанесенных ей травм в понедельник оставалось большим секретом для маленькой компании Девы Марии.
Желание сравнить "дело Войнова" с "делом Варламова" естественно – оба хоккеисты, оба россияне, оба заподозрены в одном и том же правонарушении, фамилии обоих начинаются и заканчиваются на "в". Опять же, и там, и там оперативно среагировали российские дипломаты и политики. Про Варламова сгоряча ляпнули, что это тайный заговор Пентагона, ЦРУ и Ку-Клукс-Клана, чтобы лишить Россию золота Сочи. Про Войнова генконсул в Сан-Франциско заявил, что "не даст в обиду" хоккеиста. Что ж, на то они и дипломаты с политиками…
Но дальше у нас начинаются сплошные различия. Первое, и самое на сегодняшний день явное – то, как отреагировала на инцидент НХЛ. В случае с Варламовым отклик был достаточно пассивный: лига заявила, что ей "известно о случившемся", и что она "будет следить за ситуацией". Варламов играл в матче регулярного сезона через двое суток после освобождения из-под стражи. В прессе тогда и НХЛ, и "Колорадо" сильно ругали – мол, "оптический эффект" получился резко отрицательным, и "месседж", посланный лигой, негативно отразится на правах женщин. Ну, на то она и пресса, чтобы иногда нести чушь.
На этот раз, однако, НХЛ сыграла на опережение: Войнов бессрочно дисквалифицирован и отстранен от игр и тренировок, пока следствие по его делу продолжается. При этом зарплату он получать по-прежнему будет – презумпция невиновности в действии. Почему такая разница? Во-первых, конечно же, из-за того, что за последний год в Америке слегка изменился политический ландшафт, окружающий случаи бытового насилия.
Несколько месяцев назад игрок команды НФЛ "Балтимор Рэйвенз" по имени Рэй Райс вошел в лифт казино со своей невестой, а вышел, волоча бесчувственную девушку за руки. Эту сцену запечатлела камера наблюдения, после чего лига дисквалифицировала Райса на две игры. Несмотря на то, что дело Райса до суда так и не дошло, а некоторое время спустя невеста стала его женой, мягкость наказания вызвала сильное удивление. Которое переросло во всенародную ярость, когда всплыла видеозапись из самого лифта… Описывать деталей не буду; с этим заданием куда лучше справился бы наш боксерский эксперт Александр Беленький, знающий цену хорошему левому кроссу.
И ни примирение пары, ни суперзвездный статус Райса, ни тот факт, что молодая жена исступленно защищала своего мужа, уже не имел никакого значения. Лига покрыла вопиющий факт бытового насилия (а в том, что запись из лифта была в ее распоряжении с самого начала, никто не сомневался), едва ли не заявив этим самым, что не признает факт избиения женщины заслуживающим сурового наказания. Такого пиар-кошмара НФЛ не знала давно, а уж ее-то игроки на очереди к принятию в сонм бодхисатв точно не стоят. В общем, НФЛ умылась кровью, после чего дисквалифицировала Райса на неопределенный срок.
Комиссар НХЛ Гэри Бэттмен никогда не слыл человеком непредусмотрительным, и урок футбольного коллеги запомнил прочно. Собственно его заместитель Билл Дэйли именно об этом и сказал, намекнув, что "ландшафт изменился". Конечно же, НХЛ перестраховывается и спасает лицо, потому что бытовое насилие в Америке – штука пресерьезнейшая. Но все-таки дело не только в этом.
На другое отличие "дела Войнова" Дэйли тоже намекнул, сказав, что "обстоятельства отличаются от Варламова" и отказавшись вдаваться в детали. Впрочем, детали собственно варламовского дела уже давно секретом не являются. Тогда очевидность того, что вратаря "Колорадо" оговаривают, была неоспоримой. И не только для меня, хорошо Варламова знающего, но и для любого произвольно выбранного счастливого обладателя здравого смысла. И абсурдные обвинения (в похищении, например), и тот факт, что девушка немедленно кинулась раздавать интервью в сопровождении переводчицы, говорившей с жутким акцентом и импровизировавшей дополнительные детали "из головы" по ходу разговора, да и сами детали якобы учиненных Варламовым зверств – все это было настолько незавуалированной "подставой", что оставалось только пожалеть окружного прокурора в далеком Колорадо.
В случае с Войновым все по-другому. На Варламова пришло заявление в полицию, после чего он явился туда сам, дабы избежать некрасивой сцены публичного ареста. Войнова повязали в больнице, после того, как полицию вызвали врачи. Это раз.
Девушка Войнова не бросает себя на микрофоны прессы и даже (во всяком случае, пока) не выставила Вячеславу официальных обвинений. Что, кстати, необязательно для возбуждения дела – достаточно наличие состава преступления, чтобы обвинения выставил штат Калифорния. Это два.
Вполне красноречива и сумма залога – ровно в десять раз больше, чем у Варламова. Конечно, для хоккеиста НХЛ что пять тысяч, что пятьдесят – деньги одинаково небольшие, но судья в данном случае руководствуется не возможностью побега обвиняемого, а вероятностью его вины и тяжестью проступка. Евгения Вавринюк придумала "техасскую резню велосипедом" и "утопление девы в луже", но денверский судья не впечатлился. Калифорнийский же счел обстоятельства дела Войнова достаточно серьезными.
И вот это уже действительно абсолютно все, что нам пока известно. Войнов – человек достаточно приватный, никогда не афишировавший свою личную жизнь. Даже главный тренер "Королей" Дэррил Саттер, пришедший в понедельник вечером навестить игрока, так и не достучался в его дверь и ушел восвояси. Подозреваю, что и мы в ближайшее время не услышим излияний а-ля Вавринюк, что делает любые попытки выводов о вине Войнова или девушки бессмысленными и потенциально несправедливыми для одного из них или для обоих.
Любителям кинуть еще один любовно припасенный камушек в американский огород лучше всего вспомнить то, как в итоге оправдали Варламова, и признать, что хотя бы в отдельных случаях американские суды не руководствуются правилом "Сначала сажай русского на электрический стул, а потом зови свидетелей". Тот факт, что фраза "все мы бабы – стервы" из популярной русской народной песни не всегда отражает реальную жизнь, тоже следует хотя бы на время принять во внимание. Как и тот факт, что не все мы – Шерлоки Холмсы, умеющие гадать по пресс-релизам и снимать порчу "комментами" под статьями.
Подождем остальных фактов и будем надеяться, что не все так страшно. Как бы скучно ни звучала эта фраза.
Вашингтон