Элитному хоккеисту требуется всестороннее развитие. С первых дней тренировки на льду дополняют подвижными играми и смежными видами спорта. Футбол, ручной мяч и баскетбол развивают мышление и понимание игры. Отдал пас, открылся для приема мяча и сделал удар по воротам — все как в хоккее, только без клюшки и шайбы. Психологическое переключение на другие игры избавит от перенасыщения. Незачем загонять ребенка на бесконечные подкатки. Полезнее сводить парня на футбол, гандбол или баскетбол.
Развитию хоккеиста помогают не только игровые виды спорта. О пользе гимнастики или акробатики отдельно говорить не нужно. Гибкость и растяжка — необходимые навыки каждого профессионального атлета. Необязательно садиться на шпагат или выполнять сальто назад. Растяжка помогает избегать травм и восстанавливать мышцы. Но оказывается, что в подготовке хоккеистов используют не совпадающие по духу и методике дисциплины. Например, балет и танцы.
Вошедшее в историю КХЛ выражение Даниса Зарипова, произнесенное во время финальной серии 2017 года между СКА и «Магниткой», принимает противоположное значение. Некоторым американским мальчишкам, занимающимся хоккеем, тренеры намеренно устраивают балет, включая танцевальные упражнения в программу подготовки. Чем же помогают юным Макдэвидам и Кросби далекие от хоккея виды спорта?
Польза от балета для хоккеистов
За грацией и красотой балетных выступлений скрываются годы изнурительных тренировок. Изящество и стройность — результат труда в спортивном зале и танцевальных классах. Уникальный эстетический эффект, поражающий сознание зрителей, достигается через физическую подготовку. Легкие парящие в воздухе балерины проходят через невероятные нагрузки, чтобы зайти в элиту и получить главные роли. На базовом уровне балетные упражнения развивают в том числе важные навыки элитного хоккеиста — скорость, гибкость — и укрепляют мышечный скелет.
Тренировки балерин направлены на развитие мелких внутренних мышц, называемых стабилизаторами. Они косвенно участвуют в движениях. Их задача — фиксировать скелет, стабилизировать суставы и выравнивать мышцы во время нагрузок. В статичном положении они помогают сохранять равновесие и устойчивость Мышцы-стабилизаторы влияют на способность дольше удерживать необходимое положение тела при накоплении усталости. Это характерно для спортсменов, чей вид требует выносливости и связан с интенсивными нагрузками.
Гигантские мускулы окажутся бесполезными без крошечных стабилизаторов, выполняющих связующую функцию. В их развитии помогают балетные упражнения. От юных хоккеистов не требуется исполнять пируэты или танцевать на пуантах. Достаточно разбавить занятия в зале упражнениями, которые применяются в балетной подготовке. Результат достигается накопительным эффектом и будет заметен не сразу. Но со временем игроки почувствуют, что легкость в движениях сочетается с силой и скоростью. А все благодаря эффективной работе мышц-стабилизаторов.
Советские методики
Балетную подготовку внедряли тренеры сборной СССР по хоккею. Полагаю, у читателей произойдет разрыв шаблона. Советские тренеры славились жестокостью, прагматичностью и адскими нагрузками. Без пояснения не уложится в голове, как использовали балетные и танцевальные элементы в подготовке будущих чемпионов. Заслуга принадлежит тренеру-новатору Анатолию Тарасову. Его методиками, основанными на использовании элементарного инвентаря, восхищались по обе стороны Атлантики.
Тарасов любил применять нестандартные упражнения. Лежит блин весом 20 килограммов. И что, вы думаете, с ним делать? Поднимать перед собой или вешать на штангу? Слишком банально. Анатолий Владимирович предлагал потанцевать с 20-килограммовым грузом не меньше 30 секунд. Вот так элементы народных танцев вошли в программу подготовки «Красной машины».
— «Самое адское упражнение Тарасова? Танцы с блинами. Он и здоровенному Рагулину давал 20 килограммов — и молодому столько же. Для ветеранов были хитрые блины — с виду такой же, но на пять кило легче. Едва молодой к нему прикасался, тут же крик: «Ку-у-да? Берем 20!» Много ребят ломалось. С этим блином надо было приплясывать секунд тридцать. Вот попробуйте! Сердечко не выдерживает. О чем мы в 60-е еще не догадывались», — рассказывал первый тренер Владислава Третьяка Виталий Ерфилов.
Тарасов включал в тренировочную программу в том числе балетные упражнения. Выпускница Большого театра балерина Елена Сегал (о ней расскажу чуть позже) в интервью Джиллиан Кеммерер назвала балет «секретным оружием советского спорта». В том числе хоккея. Повторюсь, никто не просил игроков отрабатывать стойку на носках. Работа ног, которой обучают в балете через взрывные прыжки и повороты, улучшает координацию и выносливость на льду. С расширением диапазона движения суставов приходят сила, скорость и резкость. Упражнения на осанку помогают игрокам лучше чувствовать тело, а растяжка предотвращает травмы и повреждения. Балетные упражнения делают мышцы более гибкими и устойчивыми к нагрузкам. Недаром про советских хоккеистов говорили, что они летают на льду как на крыльях.
Шведский эксперимент
Танцевальную технику использовали не только советские тренеры. Шведский клуб «Мальме» после сезона-2011/12 внедрил в подготовку упражнения из балета и йоги. Тренеры надеялись, что нестандартные занятия помогут развить баланс, координацию, ловкость и выносливость.
— Мы хотели разнообразить подготовку. Мы тренируемся два раза в день и хотели попробовать что-то новое, — говорил тренер «Мальме» Ульф Таавола.
Таавола считал, что нешаблонный подход к тренировкам полезен игрокам, поскольку хоккей — сложный вид спорта, требующий разностороннего развития. Для занятия с командой пригласили норвежского тренера по альтернативной подготовке Софию Нордгрен. Игроки положительно отреагировали на новые упражнения, которые имеют мало общего с привычной рутиной хоккеистов.
Сложно оценить, помогли ли «Мальме» упражнения, заимствованные из балета и йоги. В сезоне-2012/13 клуб не попал в плей-офф, зато через год выиграл HockeyAllsvenskan — вторую по силе шведскую лигу. Думаю, об эффекте тренировок может рассказать новичок «Сиэтла» и обладатель Кубка Стэнли в составе «Колорадо» Андре Бураковски. Форвард как раз таки играл за «Мальме», когда Ульф Таавола внедрил необычную методику. Для Бураковски сезон-2012/13 стал последним в Швеции. После него нападающий уехал пробиваться в НХЛ через минорные лиги Северной Америки. А через пять лет выиграл Кубок Стэнли с «Вашингтоном».
Заокеанская практика
Вернемся к Елене Сегал — ученице Большого театра, которая после выпуска переключилась на подготовку профессиональных спортсменов. Девушка занималась с разными атлетами, в том числе с хоккеистами из НХЛ и командой «Анахайм». Елена не называла игроков, которые брали уроки балета. Известно только, что, помимо «Дакс», с ней работали игроки НХЛ, USHL, AAA, некоторые тренеры и даже судьи. Единственное имя, которое Сегал рассекретила в интервью Джиллиан Кеммерер для сайта The Caviar Diplomat, — Райан Гарбутт. Форвард поиграл за «Анахайм», «Даллас» и «Чикаго», а в сезоне-2017/18 перебрался в КХЛ. Но ни в «Сочи», ни в «Торпедо», ни в «Словане» не прижился и через год завершил карьеру в «Ингольштадте» из немецкой лиги.
— После обучения моих учеников многие хоккейные тренеры удивляются, увидев, что игроки не просто катаются на коньках — они летают по льду с грацией танцора. Я просто улыбаюсь про себя, зная, что мне удалось пробудить работу внутренних мышц, которые раньше были бездействующими и использовались не в полную силу. Теперь они стали сильными и заметными, — говорила Елена Сегал.
Балетные тренировки использовал не только «Анахайм», но и детские команды. Гибкость, баланс и искусство контроля своего тела закладывается в юном возрасте. Так, в сезоне-2021/22 команда «Колорадо Спрингз Тайгерз 14U» из AAA разбавила привычные тренировки балетом. Пригласили профессионального инструктора по танцам, и парни один раз в неделю занимались в студии. Тренировки помогали не только развить новые группы мышц, но и отвлечься от шайбы и сплотиться, погрузившись в непривычный вид спорта.
Защитник «Колорадо Спрингз Тайгерз» Райан Седер объяснил, как время, проведенное в балетной студии, помогает на льду.
— Мне кажется, что в балете я задействую другие мышцы ног, которые раньше не использовал, и я уже заметил разницу в своем катании. Я также заметил улучшение моего баланса, над которым мы много работаем на занятиях, — сказал Седер.
Тренерская гонка вооружений открывает новые методы подготовки элитных спортсменов. Несовместимые на первый взгляд балет и хоккей интегрировались для развития скрытых мышц, гибкости, баланса и выносливости. Оценить пользу методики сложно. Важнее сам факт, что хоккей давно перестал зацикливаться только на льду и зале. Родители юных игроков должны взять на заметку, что профессионал — это всесторонне развитый атлет. Танцы, балет или гимнастика идеально дополнят ледовые тренировки — помогут разгрузить мозг и развить незадействованные мышцы.