События, произошедшие в первый месяц лета, свидетельствуют о том, что хоккейный мир все активнее разделяется на два полюса - НХЛ и КХЛ. Третья серьезная сила - Международная федерация хоккея - рискует в скором времени уйти в тень.
ИИХФ понаделала кучу политических и экономических просчетов, которые не могут ей не аукнуться. Лавируя между Северной Америкой и Россией, ведомство Рене Фазеля, видимо, не рассчитало и умудрилось рассориться и с европейскими сторонниками (чего стоит только трансферное правило в угоду НХЛ), и с солидными спонсорами, похоронив в младенческом возрасте Лигу чемпионов. А ведь этот турнир - детище Фазеля - в перспективе мог иметь большую привлекательность и был единственной альтернативой экспансии КХЛ в Старый Свет. Теперь ничто не мешает Континентальной лиге вербовать новых участников, предлагая им единственно стоящий продукт на европейском пространстве, и диктовать свои правила игры. Не особо замечая федералов, предавших, по сути, своих товарищей.
Не секрет, что для НХЛ, не являющейся членом ИИХФ, федерация давно выступает в роли удобного механизма для достижения своих целей на европейском пространстве. Не более. При этом в Европе позиции Фазеля были довольно прочными. Однако если возглавляемая им организация будет и дальше не замечать идеи обрастающей мускулами КХЛ и других европейских лиг о реформировании мирового и старосветского хоккея (например, того же Евротура), боюсь, это может закончиться для нее плачевно.
КХЛ уже заявляет о том, что готова через год под Евротур делать лишь одну паузу - на московский этап. Россия предлагает заменить скучный турнир чемпионатом Европы, который будет проводиться раз в год в одной из столиц и в котором будут играть больше чем 4 команды. По сути, это ультиматум в мягкой форме: если не измените формат турнира, значит, играть в нем смогут непонятные сборные.
Правда, пока предложение России носит устный характер и, по некоторым данным, исходит от КХЛ. При том что вносить официальные предложения, когда дело касается игр сборных, имеет право только национальная федерация. Что ж, в скором времени Фазель планирует посетить Москву, где будет обсуждаться и вопрос реформирования Евротура.
Этим соревнованием, кстати, крайне недовольна и шведская лига, в отличие от шведской федерации, которая без участия в Евротуре может остаться банкротом: деньги на ее функционирование дает как раз этот турнир.
Налицо конфликт интересов. Но может ли глава ИИХФ как-то повлиять на ситуацию, тормознуть реформаторов, хлопнув кулаком по столу? Вряд ли. Да, у международной федерации сегодня остается вроде бы достаточно мощный рычаг влияния на хоккейных "олигархов" - чемпионаты мира, поскольку права на их проведения - у ИИХФ. Но использовать ЧМ в качестве средства для шантажа тоже не вариант: при желании мировые первенства легко можно заменить Кубком мира.
Этот Кубок, как известно, уже не раз проводила НХЛ и планирует сделать это снова в 2011 году. Причем с коммерческой точки зрения американо-канадский турнир куда привлекательнее мировых первенств. В нем не принимают участия откровенно слабые команды, матчи с которыми в рамках ЧМ сильно раздражают болельщиков стран большой шестерки. К тому же все то, за что берется НХЛ, более интересно, чем любой продукт ИИХФ. Это доказано практикой.
Так что, кто знает, не найдут ли две сильнейшие мировые лиги в этом вопросе общий язык, сделав турнир регулярным? И что тогда будет проводить ИИХФ?
В общем, ситуация в мировом хоккее все больше напоминает если не предвоенную, то революционную. А оба "полюса" - НХЛ и КХЛ - все больше отдаляются друг от друга. Показательны тут последний драфт НХЛ, на котором было выбрано рекордно малое - семь человек - количество россиян, и первый драфт КХЛ, где были незамечены многие самые талантливые североамериканские юниоры. Клубы понимают, что лиги в ближайшие годы будут делать все, чтобы удерживать на своей территории всех своих лучших хоккеистов, а потому "не закладываются" на их приобретение.
Помешать грядущему переделу сфер влияния может, пожалуй, лишь олимпийский вопрос. Впрочем, тут интерес взаимный: без олимпийского хоккея не могут прожить не только хоккейные страны, но и ИИХФ с МОК. Получается, что шансов воздействовать на грядущую перекройку хоккейного мироустройства угрозой дисквалификации от Игр у главы международной федерации нет.
Сегодня, после понаделанных ошибок, выбор у Фазеля вообще невелик: либо соглашаться на перемены, либо оказаться в изоляции. Что лучше: революция или война?