Павел Буре: "Овечкину нужно искать что-то новое"

Telegram Дзен

Русская Ракета снова на льду. С момента окончания карьеры игрока в 2003 году, когда Павел Буре провел последний матч в составе "Рейнджерс", никто не видел его в игре - и вот в прошлую пятницу он вместе с прославленными ветеранами отечественного хоккея вышел на тренировку и дружеский матч с участием премьер-министра Владимира Путина. Хороший повод для интервью с бывшим капитаном сборной России, не правда ли?

ВПЕРВЫЕ ВЫШЕЛ НА ЛЕД ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЗАКОНЧИЛ ИГРАТЬ

- Вы действительно первый раз за все эти годы вышли на лед? - спросил 40-летнего Буре корреспондент "СЭ".

- Так и есть. Я не живу прошлым и не копаюсь в нем, но что-то не припоминаю, чтобы после того, как закончил играть, хоть раз выходил на площадку. А сделать это меня заставило уважение к Владимиру Владимировичу. Безусловно, было очень приятно увидеть ребят, с которыми я играл столько лет. Но если бы не премьер-министр, то вряд ли кто-то или что-то еще смогло бы побудить меня надеть форму и коньки.

Дело именно в уважении. Потому что, когда человек никогда не катался и не играл в хоккей, а тут за какие-то 8 - 9 месяцев совершает такой прогресс, - это поразительно. Мало кто на такое способен, особенно в зрелом возрасте. Ведь хоккей - это целый комплекс умений: тут и катание, и работа с шайбой. Да даже комфортно ощущать себя в хоккейных доспехах с непривычки непросто.

- Много Путин забил?

- Шайбы 3 - 4 точно. Больше меня! (Смеется.) Он говорил, что поставил себе цель научиться - и идет к ней. И пожелал всем нам, чтобы мы добивались поставленных целей. Мне это очень близко: у меня схожая философия. И вот что еще мне приятно: если раньше у нас в стране на первом плане был теннис, то теперь, кажется, на эти позиции выдвигается хоккей.

ПОПАСТЬ В ЗАЛ СЛАВЫ - ОГРОМНАЯ ЧЕСТЬ. НО ОТ МЕНЯ ЭТО НЕ ЗАВИСИТ

- Когда в газетах пишут, что гол за "Магнитку" забил Сергей Федоров, не возникает элемента зависти: мол, если бы не травмы, и я сейчас играл бы?

- Нет. Вряд ли я мог бы сейчас играть - и более того, вряд ли захотел бы. Наигрался. И по сей день не испытываю желания выходить на лед. Если это нужно для того, чтобы своим примером заразить хоккеем других людей, детей, пропагандировать наш вид спорта, - буду выходить и в дальнейшем, как сделал это в минувшую пятницу. Но - не для себя.

- И не было ни единого момента, когда тосковали по игре?

- Пока нет. Именно - пока. Никогда ни от чего не зарекаюсь - вдруг через год или через десять эта тоска возникнет?

- Как блистательный мастер, завершивший карьеру, вы имеете все основания быть включенным в Зал хоккейной славы в Торонто. Этого, однако, не происходит.

- Что я смог в хоккее - то и сделал. А дальше - уже субъективная точка зрения людей, которые включают хоккеистов в Зал славы, и от меня она не зависит. Разумеется, попасть в Зал славы - огромная честь, и не собираюсь утверждать, будто мне это безразлично. Но я не могу контролировать этот процесс. Одно дело - поставить перед собой цель добиться чего-то на льду. Это в твоих силах. Но в Зал славы ты не можешь включить себя сам. А достаточно хорошо или плохо я для этого играл - не мне судить.

- А за страстями, которые вокруг этого разгораются, наблюдаете?

- Слежу за всем, что происходит и в хоккее, и не только в нем. Стараюсь быть в курсе всего происходящего.

- Правда, что в минувшую пятницу вы играли в тех самых коньках, что и на Олимпиаде в Нагано-98?

- Вот как слухи-то расползаются! (Смеется.) На самом деле все было по-другому. Те коньки у меня действительно были с собой - как раз из-за того, что я столько лет не выходил на лед. У меня просто не было другой амуниции. Сидел в раздевалке с Фетисовым и Касатоновым, они увидели, что у меня старая форма - и попросили выдать мне новую. В ней и играл. Но кто-то увидел, что я принес с собой старую, кому-то сказал - и уже спустя пару дней все обросло удивительными подробностями...

- Амуниция за десятилетие сильно изменилась?

- Конечно. Надо идти в ногу со временем! Помню, когда я маленьким занимался в школе ЦСКА, ветераны приходили на железных лезвиях. Нам, мальчишкам, это было смешно, поскольку мы были уже на пластиковых. Такое же ощущение возникло в тот момент, когда Бьерн Борг вернулся в теннис с деревянной ракеткой. И уже в те времена возникла мысль: не хотелось бы, чтобы когда-нибудь так же смеялись надо мной самим. Если тебе когда-то было хорошо с определенными "орудиями труда", это не значит, что не нужно адаптироваться к новым. Сейчас люди с удивлением посмотрят на человека, который начнет считать на счетах, а не на калькуляторе.

ЗАНИМАЮСЬ ДЖИУ-ДЖИТСУ. БРАТ ВЫПУСКАЕТ ВИНО

- Карьеру игрока вы закончили из-за серьезнейших проблем с коленом. Как чувствовали себя в пятницу, сподобились ли на фирменные рывки а-ля Русская Ракета?

- На рывки - уже нет (улыбается). Лет много, ускоряться поздновато. А чувствовал себя нормально. Все-таки это не НХЛ, а дружеский матч. Для таких условий колено вполне годилось.

- И это неудивительно, поскольку мне известно о вашем увлечении теннисом: сам на стыке 90-х и 2000-х видел ваши схватки на флоридских кортах с Виктором Козловым. Но, говорят, не так давно у вас появилась еще одна страсть - джиу-джитсу?

- Это правда. Причем джиу-джитсу не спортивное, а боевое. Занимаюсь им уже больше двух лет, причем серьезно - по шесть раз в неделю. На тренировки уходит по полдня.

- Как вы к этому пришли?

- После окончания хоккейной карьеры продолжал себя нагружать - теннис, тренажерный зал. Но в одиночку заниматься на тренажерах, признаться, было скучновато. Искал какое-то занятие, чтобы и интерес у меня вызывало, и физическая нагрузка была серьезной. Попробовал джиу-джитсу - и понравилось. Любопытно узнавать совершенно иные возможности тела, его рычаги, о которых раньше даже представления не имел. И это огромная нагрузка! Пожалуй, сравнимая только с хоккеем.

- Но какой смысл лишний раз испытывать боль, пропуская удар? Ведь это занятие для вас не является профессией.

- Да, пропускать удар - болезненно. Тем более что занимаюсь я с профессионалом. Зато это стимул совершенствоваться! К тому же у меня нет задачи выступать на соревнованиях и добиваться больших спортивных результатов. Но когда видишь собственный прогресс - понимаешь, что занимаешься этим не зря.

Джиу-джитсу увлекло меня не только физической, но и духовной составляющей. Это целая философия, проповедующая доброе отношение к людям. Прежде я никогда не занимался единоборствами, и мне интересно было узнать, насколько это глубокое учение.

- В весе по сравнению со временами игровой карьеры прибавили?

- У меня не было серьезных проблем с весом, и на диеты я никогда не садился. Но с тех пор, как начал заниматься джиу-джитсу, похудел на пять килограммов.

- Евгений Кафельников, закончив с теннисом, увлекся покером и гольфом. Вас эти виды спорта не привлекают?

- Когда на джиу-джитсу уходит по полдня каждый день, тебе уже не хватает времени ни на какие другие увлечения.

- А как дела у вашего брата Валерия, который в последние годы совсем пропал с российских "радаров"?

- Он уже несколько лет живет в Калифорнии. Занимается бизнесом - выпускает вино.

БОЛЕЮ ЗА СКА. ИЗ-ЗА КАСАТОНОВА

- После отставки из "Авангарда" Анатолия Бардина пошли разговоры, что на должность генерального менеджера приглашают вас. Действительно, были переговоры с клубом из Омска?

- Первый раз об этом слышу.

- Но можете принять предложение стать главным тренером или генменеджером?

- Тренером - на сто процентов нет. Есть определенные причины - почему, но это отдельная тема, которую сейчас обсуждать не хотел бы. В остальном открыт для диалога. Но для того, чтобы предложение было мною принято, должен быть обоюдный интерес и обоюдная выгода.

- Из КХЛ вам какие-либо предложения на сей счет поступали?

- Предварительные и общие. Но две необходимые мне вещи никак не совпадали. Либо был интерес, но не было выгоды, либо была выгода, но отсутствовал интерес.

- Какой хоккей вас сейчас больше волнует - НХЛ или КХЛ?

- Я в курсе и того и другого.

- А какой процент времени проводите в Москве и сколько - за океаном?

- 50 на 50.

- Болеете ли за кого-то - допустим, за ЦСКА или "Ванкувер", где провели самые значительные и успешные отрезки своей карьеры?

- Слово "болею" - слишком сильное. Если ты не болельщик, а человек из мира хоккея, то болеешь скорее за близких тебе людей, работающих в тех или иных клубах. Интерес - да, есть. Смотрю хоккей по обе стороны океана с удовольствием. Но вот на днях пообщался с Борисом Петровичем Михайловым, и мы сошлись на том, что больше удовольствия получаем от просмотра матчей по телевидению, где повтор всякого интересного момента можно посмотреть, посмаковать. Я думал, что один такой, но выяснилось, что даже великие хоккеисты рассуждают так же.

- Разница в уровне игры между заокеанской и нашей лигами по-прежнему велика?

- Она сокращается, и для этого многое делается - как руководством нашей страны, так и руководителями КХЛ. Но, чтобы эта дистанция была совсем сведена на нет, сделать предстоит еще много. Произойдет ли это - время покажет.

- Удивляет ли вас уверенное лидерство питерского СКА после резкого омоложения состава, смены тренеров и менеджмента?

- Нет. И, скажу больше, этому лидерству я очень рад. Потому что генеральным менеджером СКА стал мой близкий друг Алексей Касатонов, который и руководит процессом в этом клубе. Как раз из-за Касатонова я и болею сегодня за СКА. И мне суперприятно то, что эта команда лидирует.

- Сейчас все говорят о "Витязе". По мнению одних, благодаря чеховцам о КХЛ знают во всем мире, другие полагают, что это антихоккей. Ваше мнение?

- У "Витязя" всегда был такой стиль, и не могу сказать, что это что-то беспрецедентное. В НХЛ в свое время так играли "Филадельфия", "Чикаго". Да и у нас в "Ванкувере" с бойцами было все в порядке (смеется). Руководство клуба само выбирает свой путь развития, и он может быть разным.

НА ДНЯХ ГОВОРИЛИ С БЫКОВЫМ О ВАНКУВЕРСКОМ МАТЧЕ С КАНАДОЙ

- Будучи капитаном сборной России и ее лучшим снайпером в Нагано-98, могли себе представить, что после того серебра на следующих трех Олимпиадах наша команда ни разу даже повторить это достижение не сможет?

- Честно говоря, никогда об этом не задумывался. Потому что живу не прошлым, а настоящим и будущим. Что сделано - то сделано. Жизнь продолжается.

- В чем, по-вашему, причина разгрома россиян канадцами в Ванкувере-2010?

- Как раз в пятницу во время того матча, с которого мы начали нашу беседу, разговаривал об этом со Славой Быковым. Он - как и я - по-прежнему убежден, что у нас в Ванкувере была очень сильная команда. Добавлю, что у нее был великолепный тренер, который перед тем дважды подряд выигрывал чемпионаты мира. Что же произошло? Трудно сказать, поскольку спорт - не наука, где всему можно найти точные объяснения. Бывают неудачные дни. В тот конкретный день, уверен, не столько мы были плохи, сколько канадцы - хороши. Не днем ранее или днем позднее, а именно тем вечером обыграть их было невозможно. Такое в спорте бывает.

- Удивляетесь, что, по сути, одно это поражение и стоило Быкову работы?

- Такова участь тренера. Проиграл - и уже никто не вспоминает, что ты выиграл до этого. Когда человек идет в эту профессию, то знает правила игры. Могу сказать, что я решения уволить Быкова не принимал...

Но меня впечатлило то, как повел себя в связи с этим Владимир Путин. В прошлую пятницу он в первую очередь поблагодарил Быкова за то огромное дело, которое тот сделал для российского хоккея. Это говорит о том, как премьер-министр понимает спорт и каким человеком является. Потому что обычно у нас если человек проиграл, его отправляют в отставку и тут же о нем забывают.

Путин - профессиональный спортсмен, борец. Он рассуждает как человек спортивный, и мне приятно слышать от него вещи, которые совпадают с моим собственным видением. То, что он собрал вместе бывшего и нынешнего главных тренеров сборной, Быкова и Билялетдинова, как раз и говорит о том, что вокруг сборной создается здоровая атмосфера.

- Как, кстати, относитесь к преемнику Быкова?

- Очень хорошо. Давно знаю Билялетдинова, даже играл против него, когда он заканчивал карьеру, а я ее только начинал. Общались и в то время, когда я играл в "Ванкувере", а он работал тренером в "Виннипеге". Человек профессионально знает хоккей, был выдающимся игроком, поработал в НХЛ, обрел огромный тренерский опыт. Многие не ожидали, что в первом же своем турнире под его руководством (Кубок "Карьяла". - Прим. И.Р.) сборная России в таком составе сыграет столь успешно. От всей души желаю Билялетдинову удачи.

НАШИ СУПЕРЗВЕЗДЫ ВО ВСЕМ РАЗБЕРУТСЯ

- С чем связываете серьезный регресс в прошлом и нынешнем сезоне в игре вашего преемника в роли главного снайпера российского хоккея Александра Овечкина?

- С тем, что на таком уровне, на котором играл Овечкин, очень сложно долго находиться. Соперники внимательнейшим образом просматривают матчи, отыскивают мельчайшие нюансы в твоей игре, анализируют, что им можно противопоставить.

- Что же делать?

- Искать что-то новое. А это не так легко. Это люди со стороны думают: игрок бежит, бросает, голы десятками штампует. А за всем этим стоит огромный труд.

- Могли бы что-то Овечкину посоветовать?

- Через прессу - нет. Если Саше интересно мое мнение, я бы с ним лично пообщался и подумал, чем помочь. Но давать публичные советы - не мое. Он взрослый человек, и его не нужно учить.

- Со всеми нашими суперзвездами НХЛ в последнее время творится что-то не то.

- В спорте все бывает. Но неудачи не умаляют их достоинств, они остаются суперзвездами. Время пройдет, они во всем разберутся...

-...И к Сочи-2014 придут в себя?

- Нельзя мерить такими большими отрезками: все-таки до Игр еще больше двух лет. А снайпер порой за неделю забивает десять шайб, тогда как за следующие две - ни одной. Что ж, на то и существует главный тренер сборной, чтобы выбирать сильнейших на конкретный момент. Лучше брать того, кто стабильно забивает сегодня, а не в прошлом сезоне.

Виктор Тихонов, у которого мне повезло начинать карьеру, исходил именно из этого. Очень редко случалось, чтобы у нашей великой первой пятерки не шла игра. Но если такое вдруг происходило, то Виктор Васильевич легко мог выпустить в первой "бригаде большинства" нас, номинально третью на тот момент тройку Могильный - Федоров - Буре. Потому он и великий тренер, что не боялся сделать того, что диктовалось конкретным моментом!

ВСЕ ЗАБЫВАЮТ, ЧТО СОГЛАШЕНИЕ О СОЧИ С НХЛ ЕЩЕ НЕ ПОДПИСАНО

- Не испытываете порой боли из-за того, что при всех своих достижениях так и не стали олимпийским чемпионом?

- С одной стороны, конечно, этого хотелось бы. Но с другой - я и близко представить себе не мог, чего добьюсь в хоккее. Поэтому каждый день благодарю Бога за то, что он мне дал. Что буду играть в НХЛ, что пять раз забью по 50 и более голов, что трижды стану лучшим снайпером сильнейшей лиги в мире. Если спросить меня, доволен ли я тем, чего добился в хоккее, отвечу: супердоволен!

- Наверное, кроме здоровья, из-за которого завершили карьеру в 32 года.

- Считаю, что все хорошо. Не уверен, что продолжил бы ее, даже если бы был здоров. У меня нет ни грамма сожаления, что все сложилось именно так. Нельзя гневить Бога.

- Что нужно сделать, чтобы сборная России в Сочи-2014 была той самой "командой братьев", которой вы как капитан метко назвали нашу национальную команду в Нагано?

- У нее есть все, чтобы таковой стать. И быть еще моложе, лучше, сильнее. Есть поддержка руководства страны. Хороший тренерский штаб. Прекрасные игроки. Словом, не сомневаюсь, что команда у нас в Сочи будет сильная. Но многие забывают об одном: еще надо, чтобы НХЛ разрешила своим хоккеистам участвовать в этой Олимпиаде.

- По-вашему, это произойдет?

- Не могу сказать, что у меня есть в этом полная уверенность. Соглашение еще не подписано, и многие в НХЛ против того, чтобы это произошло. Кое-кто считает, что лиге это невыгодно - в том числе и в связи с 9-часовой разницей во времени, которая здорово повлияет на рейтинг телетрансляций. Как вы понимаете, я в этом вопросе нахожусь по другую сторону баррикад. Российскую.

- Подавляющее большинство потенциальных игроков всех сборных, насколько я понимаю, тоже.

- Да, игроки хотят выступить в Сочи. Надеюсь, все закончится хорошо.

Игорь РАБИНЕР