Возвращение чемпионов. Марио Лемье

Telegram Дзен

ЕСТЬ ТЕМА
Зачем возвращаются чемпионы? // Джордж Формэн // Майкл Джордан и Мэджик Джонсон // Ким Клийстерс и Жюстин Энен // Лэнс Армстронг

В истории спорта было много громких возвращений. Сегодня мы вспоминаем некоторые из них.

Марио Лемье уходил из хоккея трижды в течение 13 лет. Любой другой на его месте ушел бы раз и навсегда: повесил бы коньки на гвоздь, гвоздь вбил бы в стену, а стену спалил синим пламенем. И забыл бы этот дурацкий хоккей до конца своих дней. Лемье же хоккей не только не забыл (хотя хоккей, положа руку на сердце, перед Супер-марио в большом и неоплатном долгу), но и вернулся в него еще раз – чтобы спасти. Во всяком случае, для того города, в котором он отыграл всю свою карьеру.

В первый раз Великолепный (так его называли на родине, в Квебеке – Le Magnifique) ушел в 1993-м. Официально о выходе в отставку не объявлял, но многие считали, что Марио повезет, если он просто останется в живых. Незадолго до этого у Лемье обнаружили болезнь Ходжкина – форму рака лимфоузлов. "Ходжкин" на ранней стадии успешно лечится лучевой терапией, но к Супер-марио он пришел уже после сломанной руки и межпозвоночной грыжи. "Благодаря" последней капитан "Питтсбурга" играл в хоккей, не имея возможности полностью согнуться в поясе (надевая коньки, он был вынужден пользоваться специальной табуреткой).

Но Лемье вылечил спину, облучил ко всем чертям "Ходжкина" и вернулся на лед весной 1994-го, набрав 37 очков в 22 матчах. После чего пропустил весь укороченный первым локаутом сезон-1994/95 – истощенное облучением тело молило о передышке. Ничего – передышал и снова вернулся: выдал два сезона, которые по нынешним (да и по тогдашним, "капканным") временам выглядят фантастическими. Набрал 161 и 122 очка соответственно, завоевал двух "Россов" с одним "Хартом", и… ушел из хоккея во второй раз – в 1997-м в возрасте 31 года. Измученный, изломанный, смертельно уставший и понявший, что пришла пора дать Яромиру Ягру развернуться как следует.

Лемье был тут же принят в Зал славы (для него специально отменили обязательный пятилетний "срок выдержки"), его свитер отправился под своды "Сивик-арены", и эпоху Великолепного красиво и с подобающей помпой закрыли… А она возьми и не закройся! В 1999-м "Пингвины" дышали на финансовый ладан и едва не были растерзаны на части кредиторами и перевезены в Гамильтон. К счастью, главным из этих кредиторов был Лемье, которому родной клуб был должен более 30 миллионов долларов невыплаченного жалованья, включая проценты. Две трети этой суммы Супер-марио обратил в контрольный пакет акций клуба и спас его от переезда.

Лемье не только спас "Пингвинов", но еще и совершил практически невозможное – вытащил их из банкротства и покрыл долги всем без исключения кредиторам. Компании-банкроты так почти никогда не поступают, но Лемье настоял на полной компенсации. Супер-марио – супер во всем.

Вернувшись в хоккей в очередной (и последний) раз в 2000-м, Марио стал единственным владельцем-игроком в лиге. И каким игроком! В сезоне-2002/03 Лемье набрал 93 очка и был лучшим бомбардиром НХЛ, пока не пропустил несколько матчей в конце сезона из-за очередных болячек. Потом были новые травмы и новый локаут, и новая серьезная болезнь – аритмия, потребовавшая операции на сердце. И в 2006 году карьера 41-летнего Лемье, игравшего за клуб, которым он владел, под висящим у потолка арены собственным свитером, с собственным же портретом в Зале славы, все-таки подошла к концу.

Последний сезон великого человека был первым для его преемника – Сидни Кросби. Уже больной и резко сдавший Лемье не мог уйти, не сыграв напоследок с юным дарованием.