В четверг сборная России в своем стартовом матче на Кубке "Карьяла" уступила финнам – 3:4. Одним из самых ярких игроков в нашей команде был нападающий СКА.
Когда на 46-й минуте Тихонов своим фирменным кистевым броском с правого угла послал шайбу под перекладину и сравнял счет – 3:3, у российских болельщиков появилась надежда на благоприятный исход поединка. Увы, ее быстро развеял Сакари Салминен, который вновь вывел финнов вперед.
И все же тихоновский гол запомнится надолго. Во-первых, потому, что получился по-настоящему красивым. А во-вторых, из-за казуса: в официальном протоколе автором шайбы указали форварда ярославского "Локомотива" Егора Аверина, которому в итоге достался приз как лучшему в составе россиян игроку матча. Получается, ошибка шведских арбитров лишила Тихонова заслуженной награды.
Впрочем, сам хоккеист отнесся к ситуации с юмором. Он вообще человек веселый. К примеру, наш разговор он начал так:
– А ведь я мог бы играть за Латвию.
– Это как же?
– Очень просто. У меня же было латвийское гражданство – родился-то в Риге. Федерация хоккея Латвии предлагала выступать за сборную, еще когда мне 16 лет было.
– А американская ничего не предлагала?
– Вроде нет.
– Что сказали бы, поступи такое предложение?
– Ответ один: "Нет". Для любой страны. Кроме России.
– И это говорит человек, который иногда разговаривает с женой по-английски?
– (Улыбается.) Это говорит человек, чей дед всю жизнь отдал спорту в нашей стране.
– Как он, кстати, поживает?
– Приезжал на наш недавний матч с ЦСКА. Остановился, правда, в гостинице.
– Почему?
– У нас в квартире две комнаты, в одной мы, в другой ребенок. Как следует отдохнуть дед вряд ли смог бы. А вообще мы с ним регулярно общаемся. В последнее время он часто стал приезжать на игры СКА.
– Правнука Виктор Васильевич успел понянчить?
– Нет еще, впервые увидел его во дворце на игре с ЦСКА. Причем сын, мне кажется, сразу понял, кто это.
МНЕ С ФИННАМИ ИНТЕРЕСНО
– Виктор Васильевич дает хоккейные советы? Может, вызов в сборную России с ним обсуждали?
– Нет, про сборную мы вообще не разговариваем. Все только по моей игре, стараемся далеко в будущее не заглядывать.
– Часто вас критикует?
– Наоборот – подбадривает. Если сыграл хорошо – "не расслабляйся", плохо – "не расстраивайся".
– Ваша супруга призналась, что была в шоке, когда с ним познакомилась. Не ожидала, что он настолько добрый...
– Очень добрый. Хотя в это никто не верит.
– Немудрено.
– Но я же знаю своего деда и врать не буду. Вот бабушка у нас строгая. И вкусно готовит. Еще ни разу не уходил от нее недовольным (улыбается). Надеемся на Новый год в Москву вырваться, встретить праздник вместе. Ну а если не получится, встретим здесь втроем – с Женей и Львом. Все от клубного расписания зависит.
– Но пока вы со сборной находитесь в Финляндии, не чужой для себя стране...
– Одной из моих любимых. Воспоминания о ней хорошие, из детства. Мы жили в Раума. Там я начал играть в хоккей. Городок маленький, чистенький, школа замечательная, много друзей успел завести. Но потом мы переехали в Америку.
– Финнов многие считают специфическими людьми, в чем-то даже странными.
– Мне с ними интересно. Когда, к примеру, в СКА приезжал Теему (Рамстедт. – Прим. "СЭ"), мы с ним быстро нашли общий язык, подружились.
– И с Юккой Ялоненом быстро его нашли?
– Конечно, мы не можем быть супердрузьями, но мне легко с тренером общаться.
– Поражение в стартовом матче Кубка "Карьяла" сильно огорчило?
– Не порадовало, конечно. Особенно неприятно оно в свете того, что смотрелась-то наша команда в целом неплохо, ребята старались, и моменты у нас были, но забили в итоге на один гол меньше, чем соперник.
КУДА ПОСТАВЯТ, ТАМ И СЫГРАЮ
– В нынешнем сезоне на первом этапе Евротура вы были капитаном сборной. Это говорит о том, что ваше время в национальной команде уже пришло?
– Доверие – для меня стимул. Раз доверяют, значит, видят во мне одного из лидеров, кандидата на поездку в Сочи.
– Главный тренер сборной Зинэтула Билялетдинов в прошлый раз с вами как капитаном лично не беседовал?
– Лично – нет, он провел собеседование со всем нашим звеном. После встречи в Питере со шведами. Разговор получился серьезным. Нам "вставили", сказали, что мы должны играть лучше. И в следующем матче мы действительно выглядели лучше.
– Методы Билялетдинова сильно отличаются от методов Ялонена?
– В чем-то отличия есть, в чем-то – нет. В сборной больше мелочей, от которых многое зависит. Сыграть в национальной команде с наскока невозможно, надо парочку матчей провести, чтобы почувствовать систему. Она непростая, очень умная. Голова постоянно должна работать.
– А где в этой системе вас видит тренер?
– Не раз говорил: куда поставят, там и сыграю. За свою карьеру часто роли на площадке менял. В Америке был "чекером", здесь нередко выхожу в большинстве.
– В линии атаки в национальной команде конкуренция высочайшая. Как полагаете, той игры, которую демонстрируете сейчас, достаточно для того, чтобы поехать на Олимпиаду?
– Нет, конечно. Надо постараться проявить себя сейчас на Кубке "Карьяла". Это уровень сборных – другие скорости, другой хоккей. Я должен показать, что умею играть в системе.
– Готовы грызть лед, чтобы попасть в Сочи?
– Думаю, все готовы это делать.
– Легко говорить...
– Как отец учил: надо идти шаг за шагом, смена за сменой, период за периодом. Будешь хорошо играть за СКА, на этапах Евротура – будешь играть на Олимпиаде.
– Много у вас шансов туда попасть?
– Не стану отвечать. Если хоть один шанс есть, это уже хорошо.
– Но вы ближе к олимпийской сборной, чем в прошлом году?
– Надеюсь, что да.