Президент московского "Динамо" и неформальный куратор национальной команды, на прошлой неделе вошедший в Совет ФХР, подвел для "СЭ" итоги хоккейного года
УСПЕХА ШТАБА "ДИНАМО" ЖДАЛ. НО НЕ ТАКОГО
– Первый и, возможно, главный вопрос: может ли хоккейная Россия занести завершившийся сезон себе в актив? Или же сочинский провал сделал его одним из самых неудачных в нашей истории?
– Предлагаю не рисовать все одной краской. Безусловно, поражение в четвертьфинале долгожданного олимпийского турнира страну шокировало. Домашние Игры в целом стали для России лучшими в ее истории, и на таком блестящем фоне хоккейное фиаско является дополнительным раздражителем. На мой взгляд, в хоккее мы, к сожалению, не использовали те козыри, которые имели. Скажем, олимпийцы из КХЛ получили перед Сочи дополнительные две недели на подготовку, и команда имела возможность спокойно вкатиться в тяжелейший турнир. Увы, не вкатилась...
Впрочем давайте не будем акцентировать на Олимпиаде все свое внимание. В этом плане мне близок североамериканский подход: проиграли, извлекли уроки – и тут же выбросили весь негатив из головы. Тем более что быстро переключиться нам помогла новая сборная России.
Скажу без всякого преувеличения: ее выступление на чемпионате мира в Белоруссии вновь вернуло нашей огромной стране любовь к хоккею. Слышал, что финальный матч Россия – Финляндия смотрел каждый четвертый житель страны. Эти десятки миллионов – огромный спортивный капитал всей России.
– Не секрет, что формирование новой сборной началось после вашего интервью в "СЭ", когда вы выступили с серией программных заявлений...
– Давайте не будем преувеличивать чьих-либо заслуг. Весной мы хорошо пообщались с президентом ФХР Владиславом Третьяком, наметили программу действий, делегировали из "Динамо" в сборную чемпионскую команду руководителей.
Скажу честно: я не сомневался, что у генерального менеджера Андрея Сафронова и главного тренера Олега Знарка все получится. Может быть, не в первый сезон, но на всей выделенной им четырехлетней дистанции. Однако то, что команда стартовала с места в карьер, с десяти побед, конечно, стало приятной неожиданностью.
ХОККЕЙ ДОЛЖЕН СТАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
– Насколько минский триумф соответствует состоянию дел в нашем хоккее?
– Нужно понимать, что в Белоруссии мы увидели во многом эмоциональный всплеск. Да, на каком-то надрыве, на стартовом эффекте новая сборная вытянула стране хоккейный сезон. Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что правильная и эффективная хоккейная система в России еще не выстроена. Первая сборная – это лишь вершина пирамиды, основание которой – детский и юношеский хоккей. Строительство такой вертикали – главная задача хоккейных властей.
– На прошедшей неделе в ходе отчетно-выборной конференции ФХР вы вошли в специальный Совет. Ваша хоккейная роль заметно усиливается?
– Прежде всего поздравлю великого вратаря Владислава Третьяка с переизбранием на пост президента ФХР, а также с предложенной им программой действий. Убежден, что эту интересную программу, согласно которой выстраивается вертикаль, а хоккей становится одним из национальных проектов, удастся воплотить в жизнь. В каких-то моментах в меру своих сил постараюсь в этом воплощении помочь.
ГОРЖУСЬ СОВЕТНИКОМ ОВЕЧКИНЫМ!
– Вернемся к чемпионату мира. Именно вы пригласили своего советника по "Динамо" Александра Овечкина в сборную. И в Минске Россия открыла для себя Овечкина с новой стороны – не столько как снайпера, сколько как лидера команды, ее капитана…
– Честно говоря, приглашая Александра еще в апреле на матчи Евровызова, не сомневался, что все у него получится. Да, в Сочи у Овечкина, как и у всей команды, приключился какой-то несчастный случай. Но два раза подряд такой снаряд в одну воронку не падает (смеется).
Вы посмотрите, в отличие от многих звезд НХЛ наш динамовский мастер с радостью полетел играть за Россию на Евровызов. И это несмотря на 80 с лишним матчей за океаном и очередной титул лучшего снайпера, акклиматизацию и какие-то непонятные разговоры в Северной Америке о его якобы спаде. Так что еще в апреле понял, что Знарок и Сафронов, прекрасно зная возможности Овечкина, смогут его, что называется, перезагрузить.
В Минске Александр, играя с травмой, вел ребят за собой, забивал самые важные голы, цементировал команду. В общем-то, все это мы видели и в "Динамо" времен локаута. Я горжусь своим советником!
СЛОВО "РИСК" – НЕ ПРО "ДИНАМО"
– Чуть выше вы сказали о необходимости создания в стране хоккейной пирамиды. Между тем московское "Динамо" уже несколько лет активно занимается ее строительством. В Балашихе и Питере открыты школы олимпийского резерва, а вашей вертикали из клубов КХЛ, ВХЛ и МХЛ завидуют все конкуренты.
– С этой точки зрения я надеюсь, что те инвестиции в будущее, которые мы в последние годы делаем, скоро принесут свои плоды. Считаем, что нужно вкладываться не столько в зарплаты игроков, сколько в создание конвейера по воспроизводству хоккеистов, спортивной индустрии.
Да, в прошедшем сезоне мы с "Динамо" не решили всех задач, которые перед собой ставили, хотя и завоевали Кубок континента – трофей отнюдь не проходной, многие в КХЛ о нем лишь мечтают. Но задачу побеждать в плей-офф с повестки дня никто не снимал. И прежде всего наши фанаты – не только самые верные, но и самые требовательные в России. Вот только в традициях "Динамо" создавать не бригаду варягов, а команду, которая будет расти вместе с болельщиками, запитываться их энергией. По этому пути мы и идем.
– Олег Знарок теперь будет работать на два фронта – в клубе и в сборной. Как, кстати, и его помощник Харийс Витолиньш. Рискуете?
– Слово "риск" – не про "Динамо". Мы ценим стабильную, плановую работу, в том числе и в кадровой политике. У Знарка и Витолиньша – наверное, идеальный дуэт, который в хоккее сказал отнюдь не все. Ну а работы они не боятся!
Через пару месяцев мы вновь встретимся с российскими болельщиками на хоккее – и клубном, и национальном. Надеюсь, все убедятся, что новый формат штаба "Динамо" и сборной России является верным. И обе команды будут всех нас только радовать.