РОССИЙСКИЕ НОУ-ХАУ ИЗ КАТЕГОРИИ "НАУКА ПОБЕЖДАТЬ". "СЭ" – О ПРОБЛЕМЕ ХОККЕЙНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
"СЭ" попытался разобраться в проблеме хоккейной физиологии с помощью главного научного сотрудника НИИ Биомедицинская техника МГТУ им. Н.Э. Баумана доктора медицинских наук Владимира Савостьянова"СБАВЬ ХОД НА ПОЛКОНЬКА"
– В прошлом году федерация выпустила крупным тиражом методическое руководство для тренеров национальных сборных команд под общей редакцией Владислава Третьяка "Общая и специальная функциональная подготовленность хоккеистов". Авторский коллектив – Урюпин, вы и еще один специалист из федерального биофизического медцентра. В это книге раскрывается еще один компонент представляемого ноу-хау – показатель ЧСС.
– Да, частота сердечных сокращений. Дело в том, что темп движения у всех хоккеистов тройки нападения (на пары защитников тоже распространяется) на льду разный. И он зависит именно от модуляции сердцебиения. Частота может быть разная, а модуляции должны совпадать. Ритмично, неритмично. На огромном фактическом материале был сделан вывод: если волны ЧСС у разных игроков не совпадают, тройка играть не будет. Модуляции должны наложиться друг на друга. Иначе ты ни слепого паса не отдашь, ни комбинацию не проведешь. Пример: в женской команде была пара защитников. Одна барышня постоянно опережала другую в движениях. На полтона. Я увидел это по кардиотестерам командной системы, попросил ее: "Притормози, сбавь ход на полконька". Так другая сбавила на те же полконька! Настолько обе были несовместимы друг с другом. В клубной команде правильно подобрать партнеров можно эмпирически – а в сборных-то постоянно цейтнот.
– Может быть, ледовая несовместимость Овечкина с Малкиным может идти просто от несовпадения частот сердечных волн?
– Сложно сказать. Эти ребята с рождения в сборных командах всегда вместе и в то же время порознь. Но, и этих суперзвезд посчитать можно. Просто для этого тренер должен отбросить стереотипы. И быть психологически готовым к применению новых методов. А то он составит звено, думает, как все хорошо – а ты ему раз в руки папку с опровергающими цифрами и неприятными результатами.
– И включается простейший психологический механизм: у человека рушится сложивший в голове взгляд на мир. И он отторгает рушащие идеи.
– Это, действительно, было – с одним из штабов одной из сборных. А вот с тем же Михаилом Павловичем Варнаковым, наоборот, совпали. Я как медик и он как тренер видели проблемы одинаково. Например, у Василевского были сложности с восстановлением дыхания после нескольких добиваний подряд в створ его ворот. Не мог затем эффективно "продышаться". Потому что никто не научил. Между тем вратарям надо уметь работать на задержке дыхания – как биатлонистам на стрельбище. Разработали специальное приспособление, написали комплекс дыхательных упражнений, дали его Василевскому как тренерское распоряжение – и проблем вообще не стало.
Проблема того, что тренер не слышит врача, вообще многогранна.
– Пример приведете?
– Хоккеисту дают по ходу турнира полноценный выходной. Если оценивать с научной точки зрения, такая практика – полный бред. Потому что, когда игровой микроцикл разбавляется паузой, и вместо физической работы спортсмен занимается сном-отдыхом – у него полностью сбивается внутренняя программа транспорта, обмена и утилизации веществ. Поэтому на следующий матч хоккеист выходит обессиленным, так как весь запас гликогена ушел на анаболические процессы, направленные на восстановление полученных повреждений. Все, рабочая программа сбилась! А ведь для мощного старта нужна достаточная концентрация свободных АТФ в мышцах, которая может быть достигнута только активной аэробной работой. Если хочешь что-то создать, то сначала надо что-то разрушить. Хоккеист должен находится в постоянно тонусе! Как Мартен Фуркад. Я могу продолжать расшифровать свои тезисы с помощью специальных терминов, научного языка – но, дабы не углубляться в нюансы, давайте поймем одно. Тренировочный процесс должен строиться на физиологических основах – которые надо изучать. А если таких знаний нет, появляется фармакология, таблетки, БАДы – и в конце концов запрещенные ВАДА средства и методы. Хотя, если говорить по сути, зачем допинг хоккеисту? Он ведь не "спортсмен-циклик". Зачем ему есть что-то запрещенное, если тех же самых результатов можно достичь правильной работой. Чрезмерная увлеченность клубных врачей фармацевтической поддержкой не идет на пользу отечественному хоккею. Потому что из-за нее возникают проблемные моменты во всей хоккейной системе. Уже на подростковом уровне начинаются подмены. Я же общаюсь с ребятами, которых вызывают в юниорскую сборную. И узнаю, что даже в ДЮСШ вся подготовка идет по системе "лед-атлетика, лед-атлетика". Кроссы никто не бегает, специалистов по сложной координационной работе нет. Про дополнительное развитие игрового мышления футболом и волейболом говорить не буду. Сегодня молодые хоккеисты даже в пинг-понг играть не умеют, что в советские времена было бы нонсенсом. Ведь настольный теннис развивает и реакцию мышления, и глазомер, и прогноз отскока. То, что применимо на льду самым прямым образом!
ОШИБКИ РОССИИ И ПРИМЕР ФИНЛЯНДИИ
– Немедленно вспоминается ЧМ-2011. Проигрываем в пятницу полуфинал финнам. В воскресенье матч за третье место. В субботу Вячеслав Быков дает команде выходной, по собственному желанию едет кататься один молодой Тарасенко. И в бронзовом матче сборная России играет отвратительно, продувая чехам в одну калитку – 4:8.
– Действительно, с точки зрения чистой физиологии получается великолепная иллюстрация к тезису о вредности "полноценных выходных" для профессиональных спортсменов. Но, повторюсь, что по ряду причин меня в этой сборной на тот момент уже не было. Поэтому я не имею права обсуждать эту ситуацию. Подчеркну лишь одно, что Быков и Захаркин всегда уважительно относились к своим игрокам. И доверяли им как профессионалам, над которыми не должен стоять надзиратель с палкой. Наверное, сами хоккеисты психологически оказались не готовы к такому подходу, были чуть инфантильны. Не сумели правильно воспользоваться предоставленной им свободой.
– У нас менталитет такой. Лучше всего понимающий микстуру кнута и пряника.
– Согласен. Я вспоминаю и другой турнир. Юниорский чемпионат мира, состоявшийся в Сочи за десять месяцев до Олимпиады. Наша сборная осталась на нем без медалей, хотя потенциал был ой-ой какой. Знаете, почему проиграли турнир?
– Очень интересно.
– Отдыхали больше всех, а канадцы в это время занимались слаживанием, по два часа пахали. Помимо ледовых тренировок. Юниор вообще не должен отдыхать, лежа в постели – в таком возрасте требуется постоянное движение! Это молодые крепкие ребята призывного возраста, за которыми глаз да глаз" нужен. Вот, финны все время строем бегали.
– Как в армии, где из 18-летних щеглов делают мужиков в том числе и методами воспитания через коллектив.
– Сборная Суоми так и делала! Двое филонят – все бегут лишний круг. И, не потому что их заставили, а потому что они – команда! Армейская практика в лучшем смысле этого слова. А у нас я такого не видел. Девчонки-юниорки, да, берут "домашние задания" от тренера, стараются их выполнять. За парнями такой дисциплины не наблюдал ни разу.
P.S. Говорить о ноу-хау отечественной хоккейной медицины и физиологии можно бесконечно. Главное, что их полезность и эффективность для практической повседневной работы в большом спорте – уже доказаны. По ходу написания этих заметок я узнал, что "фэхээровсую" брошюру о методике подсчета ЧСС уже переводят на английский. Серьезные профессионалы, специализирующиеся на внедрении зарубежных инноваций в большой североамериканский спорт.
Мгновенно подумалось вот о чем. Как же не хочется, чтобы с уникальными разработками русских ученых-медиков вышло по поговорке про пророка и свое отечество. Ничего не может быть хуже того, если ноу-хау пройдет незамеченным на Родине. Будет вовремя изучено и адаптировано к североамериканским реалиям. И вернется к нам оттуда уже как дорогостоящий, ценный интеллектуальной собственностью патент. Да еще и сеющий комплекс национальной неполноценности "Куда нам, хоккейной провинции, до этих гениев канадцев или шведов?".
Замечать уникальные достижения собственной науки тоже нужно уметь вовремя.