ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Корреспондент "СЭ" против ограничений на иностранцев в российском спортеИгорь ЕРОНКО
Я люблю хоккей. А футболом не интересуюсь. Нет, я смотрю чемпионаты мира и Европы, финал Лиги чемпионов, но больше потому, что так делают все. Какой ты собеседник, если не знаешь, как вчера сыграли Бразилия с Германией или "Барселона" с "Баварией"? Что, впрочем, не мешает мне самому раз в неделю гонять мяч. 8 на 8 на траве или 5 на 5 в зале.
Но есть одна вещь, которая роднит нынешние российские футбол и хоккей. Называется она лимит на легионеров.
Шведы и финны вводили лимит. Но вместе с ним они вводили и программу по развитию детско-юношеского хоккея. И вот результат: каждый год в НХЛ загорается по шведской звезде, а скажи кому еще каких-нибудь семь лет назад, что финны будут в финале молодежного чемпионата мира, все бы только посмеялись. А они между тем чемпионы-2014.
И тут стоит отметить, что в хоккее молодежный чемпионат мира – не чета таковому в футболе. Это по-настоящему топовый турнир. Самый, пожалуй, интересный в году. Олимпиады и Кубки мира, разумеется, не считаем.
Кто-то скажет: а что хоккей, там всего-то 6 сборных. Допустим. Но давайте перечислим чемпионов мира по футболу? Сколько их? То-то же. Даже с Уругваем, который вполне можно сравнить с Великобританией, некогда выигрывавшей хоккейный чемпионат мира.
Так вот, шведы и финны недавно отменили лимит на североамериканских игроков. Потому что выпускают достаточно крутой молодежи, претендующей на первый раунд драфта в НХЛ, что само по себе – признание. Буквально каждый год в Elitserien появляется по 3 – 5 юных звездочек, зажигающих в первых-вторых звеньях. Буквально каждый год в Liiga появляется по юниору, входящему в десятку лучших бомбардиров по позиции. И легионеры им ничуть не мешают.
Как раз даже наоборот. За счет неограниченного количества иностранцев эти две лиги способны поддерживать соревновательный уровень на должной высоте, чтобы эта молодежь могла расти, прогрессировать. Чехи недавно пошли тем же путем, причем вся их новая программа, введенная в 2010 году, – практически калька со шведской. И они тоже, к слову, ввели лимит, но довольно своеобразный: помимо ограничения на североамериканцев в составе должны присутствовать 3 игрока моложе 24 лет и 2 моложе 20.
И это, безусловно, правильно. В их случае. Когда первой десятке лучших бомбардиров чемпионата под 40, а второму лучшему – целых 44, омоложение просто необходимо. Пусть и искусственное.
Но важно понимать, что это временная мера. Пройдет 4 – 5 лет, и все эти ограничения будут отменены. За ненадобностью. В программе это заложено, и в Чешской хоккейной ассоциации осознают – зачем и почему отмена необходима. Конкуренция превыше всего. Именно она взращивает таланты. А не лимиты.
Ситуация в России коренным образом отличается. Тут вводимые лимиты – игра на публику. Мало кого волнует, что такие вещи всегда должны идти в связке с другими, куда более фундаментальными. Есть лимит – можно отчитаться наверх. Мол, так и так, предоставили столько-то и столько-то мест для потенциальных кандидатов в сборную России. А то, что на самом деле большинство этих "потенциальных кандидатов" даже в очень отдаленных кандидатах-то не ходят, – дело десятое.
В КХЛ есть куча команд, которые сборной России – в принципе не интересны. В них – сотни игроков, дрейфующих туда-сюда и даже не помышляющих о национальной команде. Зачем? Жизнь и так удалась!
По большому счету введение ограничений на иностранцев в России – это популизм. То, что параллельно должна проводиться огромная работа по развитию, заботит только по-настоящему болеющих за свое дело людей. На которых нередко смотрят, покачивая головой, а то и покручивая пальцем у виска.
Вспоминается "систематическая ошибка выжившего" – концепция Абрахама Вальда, спасшая немалое количество жизней. Суть ее в том, что ВВС Великобритании во Вторую мировую войну недосчитывались огромного количества бомбардировщиков после каждого рейда. Командование, понятно, это совершенно не устраивало. Было решено бронировать наиболее пострадавшие части сумевших вернуться на базу самолетов: крылья, нижнюю часть корпуса и хвостовую часть возле стрелковой турели.
Вальд с решением не согласился, обратив внимание начальства на то, что данные части как раз совершенно не требуют дополнительной защиты, ведь даже будучи изрешеченными, они позволяют пилотам вернуться на базу. Что критическими повреждениями являются те, из-за которых они не возвращались. Если с дыркой в крыле самолет может лететь, нужно смотреть туда, где дырки нет – возможно, то, что противник туда не попал, и спасло экипаж.
Это до боли напоминает ситуацию с лимитом на легионеров. Российским игрокам не требуется дополнительная защита. Как раз наоборот – в боевых условиях у них гораздо больше шансов пробиться наверх.