Майк Бэбкок: "Русским звездам надо объединиться в команду"

Telegram Дзен
Специальный корреспондент "СЭ" встретился в Торонто с выдающимся тренером, двукратным олимпийским чемпионом и обладателем Кубка Стэнли, который недавно вновь был призван под знамена сборной Канады
Сергей Бобровский: "1:6 от Канады нужно оставить в прошлом"

Игорь РАБИНЕР
из Торонто

ПОЧЕМУ БЭБКОК?

От добра добра не ищут. Так рассудили в Канаде, назначив главным тренером "Кленовых листьев" на Кубок мира-2016 человека, который выиграл с канадской сборной два предыдущих турнира с участием всех сильнейших хоккеистов планеты – Олимпиады в Ванкувере и Сочи.

Майк Бэбкок вновь согласился. Казалось бы, какова его мотивация, после предыдущих-то триумфов? Нет, что-то новое для него все-таки будет – ведь на Кубках мира он прежде не работал. Зато походкой победителя прошел все остальное: он единственный тренер, входящий в "Тройной золотой клуб". И если вы назовете его лучшим специалистом в современном хоккее, едва ли у кого найдутся основания этому возражать.

В нашем разговоре Бэбкок дает исчерпывающий и, на мой взгляд, глубокий ответ на вопрос, зачем он еще раз ставит себя под удар всей своей помешанной на хоккее страны. Ко всему прочему, он ведь теперь работает в ее самом хоккейном городе. Где, собственно, Кубок мира и пройдет.

Восьмилетний (!) контракт, который "Торонто" прошлым летом заключил с Бэбкоком, стал в финансовом смысле прорывным для тренеров в НХЛ, и лишь совсем недавно трехкратный победитель Кубка Стэнли Джоэль Кенневиль из "Чикаго" встал с ним на одну доску. Хотя цифры Бэбкока и он не перебил.

Деньги, которые выложили на стол владельцы "Торонто" под влиянием молодого и огненного президента клуба Брендана Шэнахэна (тот играл у Бэбкока в чемпионском "Детройте"), неудивительны. Второй по количеству завоеванных кубков после "Монреаля" клуб НХЛ нужно возрождать из пепла. За это взялись помимо Бэбкока два члена Зала хоккейной славы все в том же Торонто – Шэнахэн и генеральный менеджер Лу Ламорелло. В судьбе выдающегося тренера открылась новая страница, и мы с нетерпением будем наблюдать за тем, как она будет заполняться.

А пока я еду на тренировочный каток "Мэйпл Ливз" в Этобикоук, окраину Торонто. На улицу, между прочим, Киплинга. Едва зайдя на каток, слышу зычный голос Бэбкока, разжевывающего игрокам детали упражнения: децибелов тренер явно не жалеет.

Мне повезло находиться в четвертом по величине мегаполисе Северной Америки в том числе и в дни между матчами: в игровой день интервью с главным тренером на отвлеченные темы невозможно. Но тут глава департамента общественных связей клуба Стив Кио после традиционных вопросов репортеров и ответов Бэбкока отводит меня в отдельное помещение, и несколько минут лучший специалист в мире отвечает на вопросы спецкора "СЭ".

Майк БЭБКОК. Фото REUTERS
Артемий Панарин: "Я сказал Кержакову: "72-й – сильный номер! Бери"

КУБОК МИРА ВАЖЕН, НО ОЛИМПИАДА ВАЖНЕЕ

– Майк, вы единственный тренер – член "Тройного золотого клуба". За вашими плечами два золота Олимпиад. Легким ли было для вас решение возглавить "Кленовые листья" на Кубке мира-2016? Ведь вы уже все выигрывали, а теперь вновь можете оказаться под огнем критики.

– Ни одно подобное решение не бывает легким. Но я хочу каждый день становиться сильнее как тренер. Не жить прошлым, а прогрессировать сейчас. Каждая возможность работать на Олимпиаде, Кубке мира, чемпионате мира, Кубке Стэнли – это шанс для такого прогресса.

Посмотрите, какой тренерский штаб будет у нас работать на Кубке мира. Вместе со мной там будут Бэрри Тротц из "Вашингтона", Джоэль Кенневиль из "Чикаго", Клод Жюльен из "Бостона", Билл Питерс из "Каролины". Несколько недель бок о бок с каждым из этих специалистов делают тебя сильнее. Каждый из игроков, с которыми ты работаешь на таком уровне, делает тебя сильнее. В общем, если ты хочешь не стоять на месте и рассказывать о своих былых подвигах, а становиться лучше, то не имеешь права упускать такую возможность.

– Можете сравнить важность Олимпиады и Кубка мира лично для вас? И хотите ли поехать в качестве главного тренера на свои третьи Олимпийские игры – в Пхенчхан-2018?

– Следующая Олимпиада пока слишком далеко, чтобы я об этом задумывался. Но скажу вам вот что. Кубок Стэнли – невероятная вещь. Олимпиада – просто фан-та-сти-ка. Кубок мира, если ты в нем участвуешь, тоже очень важный турнир. Но Олимпиада важнее.

– Какое золото для вас более важно – Ванкувера-2010 или Сочи-2014?

– Каждое, на котором ты играешь. Что я имею в виду? Первым для меня был Ванкувер. Если бы там, на домашних Играх, у нас все не сложилось так хорошо, бесспорно, я бы не получил второго шанса. Поэтому в тот момент главнее для меня ничего быть не могло. Но потом Канада выиграла, пришло время – и точно такой же главной стала для меня следующая Олимпиада.

– Хотите ли вы, чтобы НХЛ участвовала в корейской Олимпиаде?

– На сто процентов! Без вопросов!

Майк БЭБКОК и Сидни КРОСБИ в олимпийском Сочи. Фото REUTERS
Федор Тютин: "Тютин-Путин придумал Каспарайтис"

МОЯ РАБОТА В СБОРНОЙ ПОМОЖЕТ "ТОРОНТО"

– Полагаете ли вы, что прогресс нового поколения российских хоккеистов – Тарасенко, Панарина, Кузнецова, Кучерова – сделает Россию более весомой силой, чем она была в Ванкувере и Сочи?

– Это невозможно предсказать заранее, можно только увидеть на самом турнире. Однозначно, все они имеют большой талант. Тарасенко по-настоящему хорош. А игроки постарше – тот же Овечкин?! У русских множество сильных игроков. Но им нужно объединиться в команду. А это совсем другое дело, далеко не всегда определяемое только личным классом игроков.

– Вы наслышаны об успехах в России Майка Кинэна, завоевавшего с "Металлургом" из Магнитогорска Кубок Гагарина? В связи с этим вопрос: есть ли шанс, что однажды и вы согласитесь потренировать в России?

– Никогда об этом не думал. Но Майк Пелино по-прежнему работает в Магнитогорске. А кроме Кинэна в России трудились и Пол Морис, и Дэйв Кинг. Всем им там нравилось. Лично мне пришлось по душе время, которое мы провели в Сочи. Это прекрасная страна, а русские люди вели себя фантастически. Но пока думаю только о том, чтобы целиком отработать свой контракт с "Торонто", который составляет восемь лет. Верю, что обе стороны будут уважать это соглашение от первого и до последнего дня. В момент, когда срок этого контракта только начался, трудно размышлять о том, что будет после. Заглядывать на восемь лет вперед – это слишком далеко!

– Будет ли вам эмоционально сложнее отвлекаться на сборную из возрождающегося из пепла "Торонто", чем из благополучного и стабильного "Детройта"?

– Нет, абсолютно так не считаю. В обоих случаях ты пытаешься сделать свою организацию лучше. Ничего не работает автоматически, без твоего стопроцентного участия и вложения сил, как бы все внешне ни казалось гладко. Но команда может становиться сильнее, только если сильнее каждый день становишься ты сам. Я в одинаковой степени люблю свое время в "Детройте", "Анахайме", теперь – в "Торонто", вне зависимости от того, какие задачи в какой момент необходимо решать. Повторяю: работа на Кубке мира сделает меня сильнее как тренера, а это, в свою очередь, позволит эффективнее сработать на прогресс "Мэйпл Ливз".

Майк БЭБКОК на скамейке "Торонто". Фото AFP
Лео Комаров: "В "Торонто" у меня такая же роль, как в "Динамо"

КОМАРОВ ОКАЗАЛСЯ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ Я ДУМАЛ

– Для многих в России стала приятным сюрпризом игра вашего форварда Лео Комарова, выбранного даже для участия в Матче звезд НХЛ. Как вам удалось превратить его из сугубо ролевого игрока, каким он был в предыдущие годы в "Торонто", в лучшего снайпера?

– Это сделал не я. Это сделал он сам. Лео – очень хороший игрок. Признаться честно, он более силен, чем я ожидал. Кроме того, он прекрасный человек, который вкалывает как одержимый каждый день. И для "Торонто" он играет по-настоящему важную роль.

– Когда вы пришли в "Торонто" и увидели команду, у вас после благополучного "Детройта" не было мрачных мыслей на тему: "Господи, куда я попал!"?

– Нет. Если кто-то и думал, что к нашей команде придет все и сразу, я к числу этих мечтателей не относился. Был готов – и сейчас готов – к тому, что надо много, терпеливо и последовательно работать. Разумеется, хотел, чтобы мы набрали как можно больше очков, но каких-то завышенных ожиданий на этот сезон не имел.

Мне не может нравиться наше место в таблице, но мне нравится направление, в котором мы движемся. Я наблюдаю пока маленькие, но позитивные изменения, которые сейчас скорее видны изнутри коллектива, а не снаружи. Мы становимся жестче и сплоченнее, и наша цель – быть чуть лучше каждый последующий день. Мы находимся в разгаре трансформации, которая занимает не один день. Касается это и состава. Безусловно, я знаю больше многих других о том, кто является частью дальнейших планов клуба. Это обсуждается очень многими, но всему свое время.

– У вас и так-то со звездами в команде туго, а тут еще и лучший бомбардир Джеймс ван Римсдик из-за травмы надолго в лазарет угодил.

– Не далее как сегодня я с ним говорил. У него есть четкая программа восстановления. К возвращению в строй Джеймс должен подойти в полной боеготовности. Он вправе все это время находиться рядом с командой, хотя намного важнее, чтобы он правильно восстанавливался, правильно ел, правильно спал. В хоккее есть одно незыблемое правило: ты должен становиться лучше каждый день. Даже когда травмирован.

Мой приоритет – говорить о тех, кто есть, кто играет здесь и сейчас, а не ныть по поводу чьего-то отсутствия. Так же к этому должны относиться и сами парни. Хорошие игроки не переживают по поводу отсутствия своего лидера, а используют свой шанс. Ведь у каждого из них оказывается чуть больше игрового времени.

У нас есть целый ряд хоккеистов, которыми мы довольны, и упомянутый вами Комаров – один из них. Но каждый из них все равно должен становиться сильнее. Команда должна быть достойна своих невероятных болельщиков. Они пока, наверное, главное мое впечатление от месяцев работы в "Торонто". Они всегда вместе с командой, выходит она в плей-офф или нет.

Ты приезжаешь во дворец, окидываешь взглядом трибуны – и, как бы ни закончился предыдущий матч, они вновь полны. Более того, они прекрасно понимают хоккей, поддерживают каждого игрока, у которого видят самоотдачу и нестандартную мысль. Они не устраивают команде обструкции только из-за скверного результата, а обращают внимание на детали. Такая аудитория, конечно, как никто другой хочет возвращения былого величия, но она не будет из-за этого проявлять нетерпение и выводить из равновесия хоккеистов. Если с кем-то и можно добиться того, что мы хотим сделать с "Торонто", так это именно с такими болельщиками.

"СЭ" благодарит бизнес-школу RMA за помощь в организации командировки
нашего корреспондента в Канаду.