СВОЯ КОЛОНКА
Владимир МОЗГОВОЙ
Глупо думать, что собравшимся во вторник в "Суриковъ Холле" на торжественную церемонию закрытия сезона КХЛ было так уж весело и радостно. В конце концов, если уж меня после возвращения из Стокгольма едва ли не каждый звонящий первым делом спрашивает, с чего это мы так… ну, в общем, то, что сказал Илья Ковальчук после четвертьфинального фиаско, то уж и участники гала-завершения точно должны были чувствовать пусть и совсем косвенную (учитывая политику тренерского штаба), но причастность к главному провалу года.
Правда, в КХЛ камня за бесславное выступление национальной сборной не бросишь. Формально лига сделала все, чтобы к КХЛ не было никаких претензий по части какого бы то ни было ущемления просьб и требований со стороны федерации хоккея. Что ФХР просила, то и получила, а дальше вроде как пусть сама разбирается и с тренерами, и с игроками, и с подходами. Если же глядеть глубже, то в системе отношений "сборная – лига", а в общем плане "ФХР – КХЛ" помимо противоречий естественных (от них никуда не деться любой национальной федерации) провал в Хельсинки обнажил куда более существенные проблемы.
В современных условиях классический постулат "сильная лига – сильная сборная" вряд ли работает с железной убедительностью. Приходится признать, что с возрастанием мощи лиги и расширением ее границ сильнее становятся и конкуренты – обыграл же нас Юкка Ялонен, основу сборной которого составили хоккеисты, играющие в КХЛ. Но еще существеннее то, что команду Зинэтулы Билялетдинова обставили швейцарцы, чья сборная на 90 с лишним процентов состояла из местных игроков, никакого отношения ни к НХЛ, ни к КХЛ не имеющих.
Это можно считать разовым явлением, но уже понятно, что на любом чемпионате мира может появиться сборная или даже сборные, которые при весьма скромных возможностях и ресурсах, но при правильной постановке дела, накрутят хвоста записным фаворитам.
При всех в основном справедливых претензиях к Зинэтуле Билялетдинову и его штабу выбор-то у него оказался действительно не слишком велик. По сдержанным репликам тренера, отпускавшимся по ходу чемпионата мира, недовольство уровнем подготовки хоккеистов, даже лучших, чувствовалось. Он, конечно, мог собрать состав сбалансированнее, точнее определиться с промежуточной целью, имея в виду цель главную, но ошибки его штаба не отменяют существо проблемы.
Ведь не возразишь, что на лидирующих позициях в топ-клубах, и не только в топ-клубах, в основном иностранцы, которых готовить и переучивать не надо и которые обеспечивают прямым конкурентам линейку первых звеньев (пример – признанный лучшим форвардом чемпионата мира челябинский финн Петри Контиола). Тогда как наша сборная за счет местного ресурса может пополниться в основном игроками уровня второго-третьего звеньев. Молодежи пробиться в основу клубов КХЛ стало еще труднее, чем раньше. Тем более что принципом "молодые могут подождать" руководствуется и нынешний штаб сборной. О появлении такого универсального защитника, как швейцарец Роман Йоси, мы можем только мечтать.
То, что Зинэтула Билялетдинов уже восемь дней молчит и публично не объясняется, меня лично, не как болельщика, а как журналиста, не очень напрягает. Дата "разбора полетов" назначена на 28 мая, а выпускать пар до заседания исполкома ФХР не очень дальновидно. По большому счету это полностью дело тренера – нравится нам такой способ "обороны от общественности по Биллу" или нет. Но вот честный и конструктивный анализ выступления сборных России не только на уровне ФХР, но и на уровне руководства КХЛ, мне кажется, настоятельно необходим.
Для НХЛ олимпийский вопрос стоит на "…надцатом" месте, для КХЛ как государственно ориентированной структуры – на первом, но пойти на существенные уступки ради сборной и подстелить таким образом соломки совсем не означает, что у российской олимпийской команды будет больше шансов, чем у той же канадской или любой другой.
В общем, главным заинтересованным лицам всем вместе надо крепко подумать, как жить дальше. И не только в следующем сезоне.