– Илья Ковальчук будет приглашен в национальную команду? – спросили вчера Знарка.
– В этом сезоне Илья в сборной играть не будет, – жестко ответил тренер.
Всегда печально наблюдать за преждевременным закатом великих спортсменов. Кажется, еще вчера Ковальчук штамповал один за другим свои фантастические сезоны за океаном и становился национальным героем на чемпионатах мира. Теперь он стал изгоем. Он был не нужен своему клубу даже в тот момент, когда его партнеры оказались в шаге от вылета из плей-офф, а сейчас от его услуг отказался и Олег Знарок.
Конечно, это решение не стало большой неожиданностью. То, что Ковальчук совсем не "священная корова" для нынешнего тренера сборной, какой он был для Быкова и даже Билялетдинова, стало ясно еще на прошлом первенстве планеты – тогда Илья присел в запас во время одного из матчей группового этапа. Ковальчук чуть ли не впервые в карьере неудачно провел чемпионат мира, чем заставил тренерский штаб серьезно призадуматься – не больше ли от него вреда для сборной, чем пользы?
Ковальчук – идеальное олицетворение элитного российского форварда. В своей лучшей форме и с нужными партнерами он был готов разорвать любого, в плохом состоянии и без грамотной поддержки он превращается в бомбу замедленного действия уже для своей команды. В отказе СКА и сборной от Ильи нет ничего личного – все причины лежат в чисто хоккейной плоскости. Ковальчук не так быстр, как раньше, и его невероятная скорость к нему уже никогда не вернется. Без резкости и мобильности он не может на постоянной основе находить себе удобные позиции для броска, а Ковальчук-неснайпер – это лишь десятая часть от того хоккеиста, которого мы когда-то знали.
И, наконец, главная проблема. Илья не может примириться с тем, что он перестал доминировать на льду как физически, так и технически, и продолжает играть так же, как раньше, когда весь ковальчуковский хоккей был связан с огромным риском. Риском потерь и обрезов, грозящих обернуться для его партнеров роковыми последствиями.
Олег Знарок все это прекрасно понимает. Был бы Ковальчук защитником или даже центрфорвардом, острый кадровый дефицит бы заставил тренера сто раз подумать, прежде чем принять окончательное и бесповоротное решение. Но с ролью Ильи в сборной – флангового нападающего первого-второго звена – способны справиться слишком многие хоккеисты как из КХЛ, так и из НХЛ.
Очень хотелось бы свалить все на обстоятельства и сказать, что Ковальчук просто не сработался со Знарком. Тренеры в российском спорте (а тем более в хоккее) не вечны: вдруг его потенциальный преемник найдет с Ильей общей язык? Увы, есть стойкое ощущение, что не найдет. И вовсе не потому, что кому-то очень хочется избавиться в раздевалке от яркого харизматичного хоккеиста. В этой ситуации не нужно искать подвох и придумать какие-то удивительные теории заговоров. Все проще: в своем нынешнем состоянии Ковальчук сборной не помощник, как ни горько это сознавать.
Возможно, тот злосчастный матч с чехами на декабрьском этапе Евротура, когда Илья на пару с Александром Радуловым был вновь усажен в запас, и не станет его последним матчем в свитере национальной команды. Но эпоха настоящего Ковальчука в сборной – того самого героя Квебека и Берна, – похоже, закончилась именно сейчас.