ЧМ-2016
Чехословацкий хоккей богат на таланты. Иван Глинка - яркий представитель этой знаменитой на весь мир школы. Форвард-чемпион, тренер-чемпион. Друг нашей газеты. Увы, бывший…– Пан Иван, можно с вами поговорить? – радостно кричал корреспондент "СЭ", дозвонившись до Глинки.
– Пожалуйста, весь к вашим услугам. – Голос тренера рвался из телефонной трубки. – Давайте прямо сейчас, а то дома будет некогда. Кстати, как там мой "Авангард"? – перво-наперво поинтересовался Глинка о команде, которую год назад тренировал.
– "Авангард" стал чемпионом. – Мой коллега сильно обрадовал пана Ивана, готовящегося возглавить сборную Чехии на Кубке мира-2004.
Увы, не довелось. Судьба-злодейка распорядилась иначе. Нелепая автокатастрофа под Карловыми Варами – в машину Глинки на полном ходу врезался грузовик – оборвала жизнь иконы чешского хоккея. На 54-м году. Накануне сборов перед турниром.
На Кубке мира сборная Чехии в первую очередь сражалась за своего тренера и дошла до полуфинала. Где в яростной схватке уступила будущим победителям канадцам.
СЕРЕБРЯНЫЙ ХОККЕИСТ, ЗОЛОТОЙ ТРЕНЕР
Олимпийским чемпионом форварду Глинке стать не довелось. В японском Саппоро-1972 сборная Чехословакии осталась с бронзой, уступив советской команде и американцам. Через четыре года в Инсбруке золото было так близко, так реально. Когда Глинка отправил в ворота Третьяка вторую шайбу и чехословаки повели 2:0, мало кто верил в спасение сборной СССР. Но Валерий Харламов и Ко сравняли счет – 2:2.
А после того как за шесть минут до финальной сирены шайба запорхнула в советские ворота в третий раз, вся чехословацкая команда высыпала на лед праздновать, казалось, золотой гол. Но медали высшей пробы в последний момент уплыли от команды Глинки.
В американском Лейк-Плэсиде сборную Чехословакии ждало разочарование. Она не попала даже в финальную четверку соискателей наград, уступив в группе звездно-полосатым студентам 3:7. По возвращении на родину сборную ждала чистка рядов. Некоторые ее лидеры больше форму национальной команды не надели. В их числе не было Глинки, который всегда играл сердцем.
Через 18 лет ведомая паном Иваном сборная, всего наполовину укомплектованная игроками из НХЛ, подарила своей стране первый и пока единственный олимпийский титул. На первых больших зимних Играх с участием элиты мирового хоккея – Уэйна Гретцки, Эрика Линдроса, Патрика Руа, Яри Курри, Теему Селянне, Яромира Ягра, Доминика Гашека, Павла Буре, Сергея Федорова, Майка Модано, Бретта Халла, Матса Сундина, Петера Форсберга…
На пути к финалу чехи одолели могучие североамериканские сборные – США и Канады, а в решающем матче взяли реванш у россиян за поражение в группе – 1:0. Символично, что золотой гол забил не форвард-бомбардир, а защитник-домосед Петр Свобода.
Принято считать, что финал в Нагано-1998 выиграл Гашек. Это сказка, пусть и очень красивая. Чехи в бросковой активности превзошли соперника, голкипер Михаил Шталенков вступал в игру чаще, чем Доминатор, у ворот которого Русская Ракета и Ко создали полтора момента.
Та победа – чисто тренерская. Это мнение российского наставника Владимира Юрзинова.
– Глинка психологически переиграл нас, – вспоминал российский олимпийский тренер. – Помню, на утренней раскатке перед финалом увидел его смеющимся, с чашечкой кофе. А Ягр вообще появился в шортах. Ну, думаю, вечером мы этих пижонов непременно обыграем. Как же я ошибался! Потом мне сказали, что такое поведение перед ответственными играми типично для чехов. Увы, мы думали иначе.
А за два месяца до Нагано мощь хоккейной машины Глинки испытал на себе Борис Михайлов, возглавлявший сборную России на популярном декабрьском турнире "Приз "Известий". Хозяева были разгромлены чехами – 1:7, причем все восемь шайб побывали в воротах во втором периоде.
ЧЕСТНЫЙ ПАРЕНЬ, НЕТИПИЧНЫЙ ЧЕХ
– Глинка был одним из самых неудобных для меня нападающих, – вспоминал лучший вратарь XX века Владислав Третьяк. – Мощный, фактурный, с длиннющими руками-рычагами, он напоминал нашего Сашу Якушева. Но парень честный, не подлый, как некоторые его партнеры, готовые ударить исподтишка. Мы с ним близко познакомились во время Кубка Канады-1976. Прямо во время турнира нас вывезли на тихий каток близ Торонто на съемки шоу. Вратари против звездных нападающих – канадских и европейских. Они нам били буллиты. В финал от европейцев вышли Глинка и я, а от североамериканцев – вратарь Стивенсон и нападающий Грант. Так в решающей серии мне удалось взять все шесть бросков, три из которых выполнял Глинка.
В матче за золотые медали на чемпионате мира в Праге нам нужна была победа с разницей не меньше чем в две шайбы. Ведем 3:0, в третьем периоде уходит в раздевалку Мальцев, шайба попадает в глаз Лутченко, у Васильева прихватило сердце… Глинка забивает, больше пропускать нельзя. Зал ревет, чехи летят вперед. И все-таки мы выстояли. Стали чемпионами мира. Не позволили Глинке и его команде завоевать третью подряд золотую медаль.
Впрочем, в коллекции наград пана Ивана есть три медали чемпионатов мира высшего достоинства – за победы в Праге-1972, Катовице-1976 и Вене-1977.
В ОМСКЕ ЕГО БОГОТВОРИЛИ
– Мне посчастливилось сыграть в НХЛ, – вспоминал Глинка. – В 1981 году после чемпионата мира в Швеции мне официально разрешили уехать в "Ванкувер Кэнакс". Для этого необходимо было сыграть за сборную не меньше 150 матчей, да и возраст позволял – мне тогда было всего 31 год. Раньше за океан отправились соотечественники Недомански, Фарда и Кохта. Но они сбежали, а я уехал цивилизованно, без скандала. Вместе с защитником Бублой. Кубок Стэнли завоевать не удалось, тогда в НХЛ бал правила династия "Айлендерс". Но в финале сыграл. Правда, это была совсем другая заокеанская лига. Не та, что в 90-е, когда в нее хлынули европейцы.
Закрытых-запретных тем для Глинки не существовало. Он охотно рассказывал о том, почему у него не получилось в "Питтсбурге".
– Слышал, что Ягр критиковал меня за то, что я выпускал звенья по очереди – первое, второе, третье, четвертое, – рассказывал Глинка во время работы в Омске. – Потом говорили, что у меня не такой хороший английский, чтобы на равных общаться с игроками. Каждый имеет право высказать свое мнение. А правда, как часто бывает, где-то посередине.
В Омске Глинку боготворили, каждый считал своим долгом пригласить его и угостить. Пан Иван отказать не мог. Потому что душа у него наша, русская.