У киевского «Динамо» очень богатая история, а уж сколько легенд, мистических и удивительных случаев происходило с футбольным клубом — не сосчитать. Расскажем об одном таком.
Роковые «мерседесы»
Однажды футболистам и всему тренерскому штабу подарили по 190-му «мерседесу». И этот автомобиль стал роковым почти для всех. Игроки и тренеры массово в разное время попадали в аварии и били машины.
Так вспоминал эту не самую известную историю обозреватель «СЭ» Юрий Голышак в своей авторской рубрике нашего издания: «Я верю в предначертанное, в мистику. Была же история — в киевском «Динамо» начала 90-х раздавали футболистам и тренерам «Мерседесы-190». Кажется, было их 18 штук. Все до единого побывали потом в авариях. Для кого-то этот «мерседес» стал гробом — как для Степана Бецы. Как после такого не верить в мистику?»
Подробнее рассказал о мистическом совпадении и советский футболист Ахрик Цвейба в интервью обозревателям «СЭ» для рубрики «Разговор по пятницам».
«Все разбили эти «мерседесы», кроме меня! Мистика какая-то! Это сейчас посмотреть на 190-й — что за «коряга»? В Союзе же мы на «шестерках» ездили да «девятках». А тут — крутая тачка, быстрая. Хочется поднажать», — вспоминал Цвейба.
Так, советский и азербайджанский вратарь Александр Жидков едва не погиб на этом «мерседесе». Его автомобиль перевернулся на дороге во время поездки. Действующий тренер вратарей, который в разное время работал в «Ростове», «Анжи» и «Томи», ездит крайне аккуратно после того дорожного происшествия.
Выдающийся полузащитник киевского «Динамо» 80-х Павел Яковенко чудом избежал серьезного ДТП, но по дороге у его «мерседеса», который ехал на высокой скорости, лопнуло колесо. Даже капитан команды Олег Лужный разбил свой автомобиль. Попадал в аварию и российский игрок, а ныне тренер Сергей Юран. Он, кстати, несмотря на эти мистические совпадения, до сих пор очень любит «мерседесы».
«Как влюбился однажды в «мерседес», так и продолжаю любить. Покупаю класса люкс и начинаю их доделывать. Жена говорит: «Машину любишь больше, чем меня...» Одну свою машину забыть не могу, загляденье. Было у меня в Германии серебристое «купе». На фирме двигатель форсировали, кожей все перешивали. Обошлась в 1998 году в 150 тысяч долларов», — рассказывал Юран в интервью «СЭ».
Кстати, уже на другом «мерседесе» он тоже попал в аварию. И та история закончилась летальным исходом для водителя, с автомобилем которого столкнулся Юран. Это произошло в Порту, когда Сергей возвращался на 600-м «мерседесе» домой. При этом российского футболиста признали невиновным, так как тот мужчина сел за руль пьяным.
Смертельный случай
А вот полузащитник Степан Беца погиб на 190-м «мерседесе». В 1992 году он направлялся из Киева в Днепропетровск по заледенелой трассе. В автомобиле вместе с ним находился еще молодой и перспективный футболист Алексей Сасько. На трассе Степан сильно разогнался, из-за чего машину занесло, и она врезалась прямо в дерево. Сасько скончался сразу же на месте аварии, а Беца впал в кому и умер позже в больнице.
За пару месяцев до этой трагедии в перерыве матча, когда «Динамо» уступало венскому «Рапиду» в Кубке УЕФА, Беца смело заявил журналисту: «Леоненко забьет второй гол, а Яковенко заменят». И самое удивительное, что все именно так и случилось. Киевский клуб прошел дальше, а Бецу прозвали даже пророком Степаном. Однако предвидеть свое смертельное ДТП он, к сожалению, не смог.
При этом в аварии попадали не только игроки, но и представители тренерского штаба. Вот что рассказывал Цвейба:
«В 1992-м после чемпионата Европы купил в подарок другу Саиду Тарбе «семерку». Поставил на базе в Конча-Заспе без номеров. «Как-нибудь перегоню», — думаю. А сезон заканчивался, Лобановского в «Динамо» уже не было. Прилетаем с европейского матча чартером, прямо из аэропорта на базу. Ночь, хочу домой уехать. Моя машина в ремонте, но в Конча-Заспе пост ГАИ, там машину без номеров точно тормознут. Так что делаю? У стенки припаркован битый «мерседес» тренера дубля Виктора Колотова, тоже в аварию угодил. Еще и номера государственные, с такими в Киеве вообще не останавливали. Водителю автобуса говорю: «Скрути-ка мне эти номера. Завтра с утра раньше всех вернусь, обратно прикручу». До сих пор стыдно.
Что это — мистика или случайность — каждый решает сам. Но сразу несколько аварий на одной и той же марке машины заставляют задуматься.