1. Три буквы
Немногие задумываются о том, что означает сама аббревиатура АКБ, а большинство автовладельцев предпочитают называть ее просто аккумулятором. Большой ошибки в этом нет, но на самом деле обычная 12-вольтовая батарея состоит из шести аккумуляторов (в просторечии — банки), соединенных между собой последовательно. Строго говоря, не любая батарея — именно АКБ, то есть аккумуляторная кислотная батарея, поскольку бывают и щелочные аккумуляторы, но их доля настолько мала, что ею можно пренебречь.
Кстати, есть и другие сокращения из трех букв, весьма популярные в последнее время. Например, AGM (Absorbent Glass Mat) — это тип АКБ, используемых в основном в автомобилях, оснащенных системами «Старт-стоп». В таких аккумуляторах та же самая кислота находится не в жидком состоянии, а пропитывает своего рода губку из композита. Главные достоинства AGM-батарей — устойчивость к глубокому разряду, способность быстро отдавать и получать заряд, главный недостаток — высокая стоимость.
Довольно высокую популярность приобретают батареи типа EFB (Enhanced Flooded Battery), являющиеся промежуточным вариантом как по цене, так и в конструктивном плане. В них залит жидкий электролит, как в обычные АКБ, но сепаратор имеет более сложную структуру, а материал электродов — несколько иной состав. Не следует путать их с так называемыми кальциевыми аккумуляторами, где упомянутый металл используется как легирующий в составе свинцовых электродов. Такие АКБ, как правило, бывают необслуживаемыми, поскольку электролит в них не выкипает.
2. Взаимозаменяемость
Глубоко укоренилось заблуждение о том, что нельзя ставить на автомобиль АКБ большей емкости, чем штатная. На самом деле это не грозит ни недозарядом (разумеется, при исправном генераторе), ни выходом из строя стартера. «Большой» аккумулятор действительно позволяет дольше крутить стартер, подвергая его повышенным нагрузкам, но такие опасения были оправданы лишь для некоторых автомобилей, выпущенных в середине прошлого века.
Неверно и то, что батарею типа AGM нельзя ставить на старый автомобиль. Никакого вреда от этого быть не может, но и пользы особой не будет: при равных характеристиках АКБ будут работать одинаково, продвинутый аккумулятор на 45 ампер-часов не заменит более простой, но 75-амперный. AGM-батарея наверняка прослужит дольше, но не настолько, насколько она дороже обычной. А вот ставить «старорежимный» аккумулятор, даже очень мощный, на место AGM можно только в крайнем случае: работать он будет, но срок его жизни сократится с 4-5 лет до нескольких месяцев.
Кстати, о ресурсе: при выборе обычного аккумулятора помимо стоимости, емкости, габаритов и полярности стоит учитывать и его массу. Некоторые производители предлагают АКБ по очень привлекательным ценам, но и сами экономят на количестве свинцовых пластин, что может крайне отрицательно сказаться на сроке службы. Поэтому, сравнив две батареи аналогичных габаритов, типа и емкости, лучше отдать предпочтение более тяжелой.
3. Мороз и солнце
Зима — тяжелое время для батареи, но отнюдь не из-за того, что она разряжается на морозе. При понижении температуры все химические реакции замедляются, поэтому на стоящей машине аккумулятор зимой теряет заряд даже медленнее, чем летом. Другое дело — что при этом значительно увеличивается внутреннее сопротивление, и АКБ гораздо хуже как отдает заряд, так и принимает его. Недаром владельцы пожилых автомобилей в сильные морозы снимают аккумуляторы и держат их перед поездкой в теплом месте, а «полуживую» батарею зачастую можно реанимировать, погрузив на пару часов в горячую воду (разумеется, не целиком).
По описанным причинам холодная батарея, запустив двигатель, практически не заряжается генератором до тех пор, пока не прогреется. А ведь ей приходится питать фары, климатическую систему, всевозможные подогревы, заряжающиеся смартфоны и т. д. Самым пагубным для АКБ является «рваный» режим: холодный пуск — короткая поездка — длительная стоянка, когда едва нагревшийся аккумулятор успевает остыть, — и все заново. Не особенно полезно и долгое стояние в пробках, хотя на современных автомобилях электроника распознает разряд и поддерживает холостые обороты двигателя на уровне, достаточном для эффективной работы генератора. Тем не менее будет нелишним иметь и теплоизоляционный чехол для АКБ, и зарядное устройство, особенно если нынешней осенью вы решили повременить с заменой аккумулятора.