1. Октановое число
Казалось бы, здесь все просто — достаточно руководствоваться рекомендациями автопроизводителя. А если у вас еще не истек гарантийный срок, это не просто достаточно, но и необходимо: при возникновении каких-либо проблем с двигателем в дилерском сервисе первым делом возьмут пробу топлива из бензобака, и если оно «неправильное», в бесплатном ремонте будет отказано. Обычно производители указывают минимально допустимое октановое число — как правило, сегодня это АИ-95 (хотя еще несколько десятилетий назад 95-м полагалось заправлять только редкие иномарки, правительственные ЗИЛы и «Чайки», двигатели которых имели повышенную степень сжатия). Бензин с более высоким октановым числом, 98 или даже 100, можно использовать без ограничений, но, вопреки расхожему мнению, это не даст большого выигрыша в мощности и динамике, если ваш автомобиль не «заточен» под такое топливо изначально.
Главное (но не единственное) свойство бензина, которое характеризует октановое число, — детонационная стойкость. Детонация — это взрывное сгорание топлива в цилиндрах, возникающее при высоких значениях давления и температуры и чреватое разрушением поршней, клапанов и т. д. Поэтому, услышав характерное металлическое позвякивание на малых оборотах, нужно немедленно озаботиться поиском причин данного явления, наиболее распространенной из которых является использование низкооктанового топлива.
Особенно велика вероятность возникновения детонации летом, в сильную жару, и в таких условиях есть смысл разбавить рекомендованный АИ-95, плещущийся в баке, 98-м или 100-м. Само по себе смешивание никак не повредит двигателю, независимо от сортов бензина, а в холодную погоду вполне можно добавить и бюджетного АИ-92, не превращая это в систему. Ведь автопроизводители, как правило, перестраховываются в своих рекомендациях, а электроника современных автомобилей, даже недорогих, умеет подстраивать параметры двигателей под разное топливо. Но при использовании низкооктанового бензина нужно быть готовым к ухудшению динамики и повышению расхода топлива.
2. Мыть или не мыть?
На многих АЗС авторитетных брендов можно увидеть как обычный бензин АИ-95, так и «улучшенный», с какой-нибудь эффектной приставкой в названии, типа Ultimate, XTRim и т. п. Такие сорта, как правило, производятся по собственным техническим условиям топливных компаний, но эффект все обещают одинаковый — повышение мощности, снижение расхода, очистка топливной системы от отложений. Именно моющие свойства — ключевой момент: присадки с поверхностно-активными веществами отрывают частицы нагара и отложений с поверхности металла и выводят их через камеру сгорания. Не следует бояться, что они растворят уплотнения в старом двигателе, — напротив, как раз на пожилых машинах моющий эффект может проявляться наиболее ощутимо, в то время как для новенького двигателя, без пресловутых отложений, особого смысла в этом нет. В любом случае вреда от брендированного бензина не будет, а насколько оправданна его повышенная цена, каждый должен решать сам.
3. Время и место
Другая крайность — подозрительно дешевое топливо на безымянных АЗС вдоль крупных загородных трасс, где заправка сродни безвыигрышной лотерее. Особенно настойчивому покупателю здесь могут даже показать некие документы на бензин, как правило, ксерокопированные и издалека, но это не гарантия качества. Залив бензин на такой станции, вы можете проехать сотню-другую километров, прежде чем почувствуете снижение мощности, рывки или ту самую детонацию. Поэтому лучше заправляться в городах или поселках, где АЗС дорожат своей репутацией, а при возможности отдавать предпочтение знакомым брендам.
Идеальная заправка — чистая, с современным оборудованием и вежливым персоналом, который по первому требованию предъявит оригинал паспорта на бензин с актуальной датой. Хотя и здесь есть некоторые хитрости: например, опытные водители не любят заправляться сразу после того, как бензовоз сольет топливо в емкости, подняв со дна осадок, который есть практически всегда. А лучшей рекламой для АЗС на трассе может служить ее популярность у дальнобойщиков.