Нынешняя революция — далеко не первая в истории столичного автогиганта, история которого длится уже почти век. В 1930 году московский автосборочный завод имени КИМ (Коммунистического интернационала молодежи) начал сборку автомобилей Ford, подготовка полномасштабного производства которых велась в Нижнем Новгороде. В 1933-м КИМ стал филиалом ГАЗа, но вскоре получил самостоятельность и приступил к созданию собственной модели, которая должна была стать первым народным автомобилем в стране. Прототипом для легковушки КИМ-10 послужил тоже Ford, но не американский, как на ГАЗе, а более скромный европейский, и модель имела перспективы, но помешала война. С марта по июль 1941 года удалось собрать менее 400 машин, после чего завод был переведен на военные рельсы.
По окончании войны производство легковых малолитражек было возобновлено, но это были уже не «Форды»: конструкцию «Москвича-400» скопировали с немецкого Opel Kadett образца 1937 года. По версиям одних историков, чертежи и оборудование были вывезены из Германии в порядке репараций, другие утверждают, что автомобиль воссоздавался самостоятельно по немецкому образцу, — скорее всего, истина где-то посередине. Но вот «Москвич-402», пришедший в 1956 году на смену «400-му» и его улучшенной версии с индексом 401, действительно был собственной разработкой, хотя делали его, разумеется, не без оглядки на зарубежные аналоги. Кстати, москвичам активно помогали специалисты того же ГАЗа, недаром новая малолитражка напоминала уменьшенную «Волгу» ГАЗ-21.
С тех пор завод, переименованный сначала в МЗМА, а потом в АЗЛК, находился в самостоятельном плавании, пытаясь удержаться в русле технического прогресса. «Москвич-408» получил оригинальный и весьма изящный кузов, «Москвич-412» обзавелся неплохим двигателем, сделанным по образу и подобию агрегата BMW, а дизайн переднеприводного «Москвича-2141» выполнили по мотивам Simca 1308, европейского «автомобиля года 1976». Но затем начались лихие 90-е, завод АЗЛК превратился в ОАО «Москвич», государственное финансирование прекратилось, и дела пошли под гору. Попытка спасти предприятие, предпринятая столичной мэрией в 1997 году, не увенчалась успехом: новый руководитель Рубен Асатрян быстро привел завод к банкротству.
Палочкой-выручалочкой стало сотрудничество с компанией Renault, которая в 1998 году выкупила часть производственных площадей, а в 2005-м начала там сборку недорогого румынского седана Dacia Logan, почти гениального в своей простоте. За «Логаном» последовали Sandero, Duster, Kaptur и Arkana, какое-то время в Москве собирали также Megane и Fluence, но очередная эпоха завершилась в мае 2022 года. В связи с уходом Renault из России все активы завода перешли в собственность правительства Москвы, которое вскоре заключило с КамАЗом соглашение о сотрудничестве в сфере производства легковых автомобилей. Что это будут за автомобили — до сих пор доподлинно неизвестно, но уже до конца года должна быть выпущена первая партия в количестве 600 экземпляров.
На проведенной летом презентации были представлены изображения и технические данные пяти моделей, в которых легко было узнать продукцию китайского бренда JAC. Позднее представители «Москвича» заявили, что это было сделано лишь для примера и в реальности автомобили могут выглядеть совсем иначе, но версию сотрудничества с JAC подтверждает то, что данная компания уже является партнером КамАЗа. Очевидно, на первых порах локализация будет чисто номинальной, но уже сделано заявление о разработке собственных платформ, а в числе поставщиков компонентов упоминается новый завод «Альфа Автоматив Техноложиз» в Западном Бирюлеве. Совместное предприятие ЗИЛа и японской компании IHI ранее поставляло кузовные панели для автомобилей Renault московской сборки.
Даже если отбросить опасения относительно уровня компетенции тех, кто взялся возрождать «Москвич», остаются большие сомнения в масштабности проекта. Если все «Москвичи» XX века и российские Renault были изначально задуманы как бюджетные, народные автомобили, то ни одна из моделей, показанных на презентации, не подпадает под это определение. Пока все это сильно напоминает лужковско-асатряновские времена, когда плодились эксклюзивные «Святогоры», «Князья» и «Юрии Долгорукие» на базе многострадальной модели 2141, только с поправкой на китайских партнеров и электрические силовые установки. Вполне возможно, что на новые «Москвичи» пересадят все московское правительство, но что будет дальше — пока большой вопрос.