Андре Ланге: "Русских люблю, но боб вам не продам"

Telegram Дзен

     Специальный корреспондент "СЭ" Сергей БУТОВ взял интервью у главной звезды мирового бобслея, трехкратного олимпийского чемпиона, восьмикратного чемпиона мира немца Андре Ланге

     НА ПОБЕДУ В СОЧИ-2014 НЕ ПРЕТЕНДУЮ

     - Андре, вы выиграли все титулы, которые только есть в бобслее. Почему бы вам не уйти из спорта, дав, наконец, возможность российскому экипажу спокойно завоевать золотые медали чемпионата мира и Олимпиады?

     - Интервью закончено (смеется). Отвечу так. У русских есть отличная возможность выиграть Олимпиаду в Сочи, потому что после Ванкувера-2010 я уйду. Так я для себя решил. Окончательно и бесповоротно. Но до того момента будет еще много интересных соревнований.

     - В чем вы находите мотивацию продолжать выступления, когда весь мир и так у ваших ног?

     - Во-первых, я люблю бобслей. Во-вторых, у меня очень сильная команда, которая хочет побеждать не меньше моего. В-третьих, победы дают возможность заработать несколько копеек.

     - Ваш бывший товарищ по команде Кристоф Ланген выступал до 42 лет, и если бы не травмы ахиллового сухожилия, то, не исключено, бегал бы до сих пор. Никогда не хотели побить его рекорд спортивного долголетия?

     - Не хочу тянуть с уходом. В конце концов, меня интересует масса вещей вне спорта. После Олимпиады в Ванкувере мне будет 36. Это возраст, когда жизнь только начинается. Но главная причина, пожалуй, в том, что я не хочу издеваться над своим организмом. Он этого не прощает.

     - Известный английский футболист Гари Линекер однажды сказал, что в футбол играют все, но побеждают немцы. Это утверждение очень подходит и для бобслея, не находите?

     - Хорошая фраза, но с большой долей условности. К бобслею она иногда применима, а иногда нет. Вот так. Не могу гарантировать, что немцы будут побеждать и в дальнейшем. Более того, не исключено, что придет время, когда играть в бобслей будут все, а побеждать русские.

     - Как вы сами объясняете свои феноменальные результаты в двойке и четверкe? Все тщательно готовились к чемпионату мира, старались изо всех сил, а вы взяли и уехали от остальных экипажей на две секунды. Даже неинтересно как-то получается!

     - (Улыбается.) Вы уж извините меня. Что-то объяснить я вам не смогу - просто четыре раза проехал трассу. Я катаюсь на ней с 1985 года, еще с тех времен, когда был саночником. Без ложной скромности, в мире нет другого спортсмена, который имел бы такой опыт выступления в Альтенберге, как я. Другим решающим фактором стал разгон - просто нет слов, чтобы выразить благодарность моим ребятам, обеспечивавшим лучший старт практически в каждом заезде.

     - По-вашему, преимущество немецких пилотов заключается в том, что все они в прошлом были саночниками и, перейдя в бобслей, досконально знают все трассы?

     - Эй, минуточку... Между прочим, Зубков тоже бывший саночник и тоже катается по всем трассам далеко не первый год. Главное наше преимущество состоит в том, что у нас больше накат именно на немецких трассах.

     ЗИНГЕРОВ МЫ НЕ РЕВНОВАЛИ

     - В начале февраля на этапе Кубка мира в Кенигзее произошло историческое событие - вы пересели на боб производства братьев Зингеров, несмотря на то что сборная Германии имеет эксклюзивный контракт на производство бобов с Институтом разработок спортивного оборудования (FES). Означает ли это, что вы недовольны качеством продукции FES? Или это лишь единичный случай?

     - Проблема лишь в конкретном бобе-четверке. Во время его тестирования наш экипаж очень хорошо бежал, идеально проходил дистанцию, но скорости не было. Естественно, мы задумались. Посоветовались с руководством (бобслейного Союза Германии - BSD. - Прим. С.Б.), за которым в этом вопросе всегда остается решающий голос. Руководство поступило мудро: нам дали добро на смену машины с условием, что это даст нам преимущество и принесет медали.

     - Как известно, в Германии в отличие от России пилоты считаются хозяевами своих экипажей. В связи с этим, довольны ли вы контрактом с FES или же хотите большей самостоятельности в вопросах выбора конструкторов?

     - Нельзя сказать, что мы попали в кабалу к FES. Как видите, компромисс, как в случае с новой четверкой, можно найти всегда. Но если говорить в целом, мы крайне удовлетворены качеством бобов FES. Немаловажно и то, что при покупке бобов мы получаем хорошую скидку. Вместе с FES мы имеем возможность разрабатывать новые методики, воплощать в жизнь самые смелые идеи.

     - На машинах братьев Зингеров до сих пор ездит часть российской сборной. Когда Зингеры, ваши соотечественники, только начинали сотрудничество с россиянами, у вас не возникало чувство ревности?

     - Нет, хотя мы знали о том, что Зингеры сотрудничают с русскими еще задолго до того, как они закончили работу над новыми бобами для Александра (Зубкова. - С.Б.) и Евгения (Попова. - С.Б.). Признаюсь честно, я не ожидал, что эти машины поедут так быстро!

     - Представьте, что завтра к вам подойдут россияне и скажут: "Андре, продай свою двойку!" Какую цену назовете?

     - Не продам, даже не просите! Почему? Я сын Германии. Хотя бы из патриотических чувств не пойду на это никогда. Не хочу никого оскорбить на родине, вложившей в меня и мои победы огромные усилия, которые просто нельзя оценить деньгами. Хочу, чтобы лучшая техника и технологии остались в Германии и точка.

     ЗУБКОВ - ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ

     - В бобслее в центре внимания всегда находится пилот. Не могли бы вы подробнее рассказать о своей команде разгоняющих, которую многие считают лучшей в мире?

     - Ну, Кевина Куске знают, наверное, все. Он большой, быстрый, веселый и надежный человек. Рене Хоппе - самый опытный мой разгоняющий, с ним мы бегаем уже очень давно. Он тоже очень надежный, а характер у него саркастический. Рене выполняет роль шефа среди разгоняющих. Если у меня возникают проблемы с экипажем, я не собираю их вместе - просто подхожу к Рене и  объясняю проблему ему, а уж он ее доносит до остальных. Мартин Путце - самый молодой и талантливый брейкмен в мире. Единственный его недостаток в том, что он на 5 см ниже и 5 кг легче, чем это нужно для двойки (улыбается).

     - Кто сильнее: Куске или Воевода?

     - Уф... Оба - классные парни! Кто из них быстрее, сказать с уверенностью не возьмусь. Если судить по результатам разгона именно здесь, в Альтенберге, то, пожалуй, Кевин. Но Алексей тоже очень-очень силен.

     - Хотели бы видеть Воеводу в своем экипаже?

     - Почему нет? Как о человеке я о нем почти ничего не знаю, но как о разгоняющем - очень высокого мнения. То, что он делает на трассе, достойно уважения.

     - Знаете ли вы, что Воевода является 9-кратным чемпионом мира по армрестлингу в тяжелом весе?

     - Скольки-скольки кратным?! Я слышал мельком, что он чемпион мира, но чтобы девять раз... Невероятно!

     - Что вы вообще знаете о российском бобслее? Правда ли, что ваш экипаж хотел бы поближе познакомиться со своими российскими коллегами, но не может этого сделать из-за языкового барьера?

     - Да уж, этот языковой барьер! В российской сборной неплохо знаю только Александра и Евгения. Мы хоть и общаемся в основном на пальцах, но это не мешает нам сохранять дружеские отношения.

     - Какого вы мнения о Зубкове?

     - Как пилота ценю Александра очень высоко. На любой трассе он доказывает, что является одним из лучших. Уважаю его и как человека, отношусь к нему с большой симпатией и очень надеюсь, что у нас получится общаться больше.

     ПРОКАТИТЬ БЫ В БОБЕ ШУМАХЕРА!

     - В российском спорте сейчас задействовано множество немцев. В частности, с командой прыгунов с трамплина работает Вольфганг Штайерт, с саночниками - Берндт Хан, с бобслеистами - Франц Хофманн, со скелетонистами - Томас Платцер. Согласились бы вы стать консультантом сборной России по бобслею на Олимпиаде в Сочи?

     - Непростой для меня вопрос. Не хотел бы отшучиваться, поэтому скажу, что просто не знаю, что будет со мною в 2014 году. Я уже говорил, что являюсь патриотом своей страны и буду отстаивать в первую очередь ее интересы. Однако если мой опыт и знания вдруг Германии не пригодятся, буду открыт для предложений. В том числе из России.

     - Вы уже обдумывали, чем будете заниматься после окончания карьеры?

     - Хочу остаться в спорте в том или ином качестве. Но не тренером - боже упаси! Я не тот человек, который может работать с отдельным атлетом или командой. Скорее вижу себя менеджером.

     - В Германии вы известная личность. Не мешает ли это в обычной жизни?

     - Бобслей - не футбол, не теннис и не "Формула-1". Популярность людей из этих видов спорта мне и не снилась. Но в Германии меня действительно узнают на улицах, и я до сих не могу к этому привыкнуть. Быть публичным человеком - часть моей работы. Я был бы только рад, если бы моя популярность еще более увеличилась, так как в конечном счете это идет на пользу всему немецкому бобслею.

     - В бобе катались многие известные личности, в том числе российские - достаточно вспомнить пловца Александра Попова и теннисистку Анну Курникову. Нынешний князь Монако Альбер Гримальди и вовсе неоднократно участвовал в чемпионатах мира и Олимпийских играх. Вас, как главную звезду бобслея, часто зовут принять участие в различных мероприятиях?

     - В целом да. После туринской Олимпиады я и вовсе был нарасхват. Скажем, меня приглашали принять участие в самом известном немецком шоу Wetten Das? и многих других.

     - У вас двое детей. Семья привыкла к тому, что вы ежедневно подвергаете себя риску?

     - Я познакомился с женой, когда уже занимался бобслеем. Так что морально она была готова. Потом появились дети, и первое время они меня вообще не видели. Сложно, конечно, когда тебя по полгода не бывает дома. А что касается риска, то он есть в любой профессии, разве не так?

     - Хочу проверить, насколько вы ответственный человек. Вот если бы в ваш экипаж попросилась, скажем, канцлер Германии Ангела Меркель, вы бы согласились прокатить ее?

     - Да с удовольствием! Просто скажите где и когда.

     - Если бы у вас была возможность выбрать себе напарника из числа известных людей, кого бы выбрали?

     - (После паузы.) Шумахера.

     - Бобслей часто называют "зимней "Формулой-1". Вас устраивает такая формулировка?

     - Вполне. Даже не могу сравнить наш вид спорта с чем-нибудь иным. Боб весом 630 кг, едущий со скоростью 130 км/ч, - разве это не "Формула-1"?

     ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ РУССКОГО СЛОВА "ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ"

     - Перед началом интервью вы сказали мне, что не были в России с 1989 года. Почему так долго?

     - Так получилось. Не в последнюю очередь потому, что в России нет бобслейной трассы. Насколько я знаю, сейчас одна такая строится под Москвой, так что будет повод приехать. Говорят, Москва здорово изменилась с тех пор, когда я ее видел. Из новостей узнаю, что жизнь в России стала лучше. В любом случае поездка туда - дело, в которое можно и нужно вложить деньги и время.

     - Как и любой восточный немец старше 30 лет, в школе вы учили русский язык. Что-то вспоминается по прошествии лет?

     - Очень немногое, 5 - 6 слов. Умею считать до 10. Могу сказать, как меня зовут и сколько мне лет. Ну, вот, собственно... А! Терпеть не могу русского слова "достопримечательность". Я чуть язык не сломал. Нет, а что вы смеетесь? Попробуйте произнести с первого раза это слово по-немецки!

     - Мне показалось, что вы довольно неохотно даете интервью. Как это соотносится с вашим утверждением о том, что бобслей нужно двигать в массы?

     - Я даю интервью, просто во время чемпионата мира для меня важнее спокойствие и концентрация, нежели слова. Немецкой прессе стараюсь не отказывать, так как она имеет большое влияние. Журналисты могут написать такое, что потом всю жизнь не отмоешься. На обстоятельную беседу с вами я согласился только потому, что догадывался, в каком направлении пойдет разговор. При всем уважении к немецким журналистам, они способны задать мне здесь всего два вопроса: "Чего вы ждете от соревнований?" и "Одержу ли я очередную победу?" Благодаря интервью вашей газете, я надеюсь, в России узнают обо мне как о человеке. Для меня это важно. Ведь к русским я отношусь с большой симпатией.