Джамал Ажигирей: "Сравнивать меня с великим Брюсом Ли - это слишком"

Telegram Дзен

ЕДИНОБОРСТВА

ДОСЬЕ "СЭ"

Джамал АЖИГИРЕЙ

Родился 14 мая 1972 года в Махачкале.

5-кратный чемпион Европы (1992, 1994) по спортивному ушу, 7-кратный чемпион Европы (2004, 2008) по традиционному ушу, 10-кратный чемпион России. Мастер спорта международного класса, тренер высшей категории по ушу, победитель Кубка Европы (1993).

Исполнитель главных ролей в фильмах "Монах" (1991), "Удар Лотоса" (2000), "Удар Лотоса-2: сладкая горечь полыни" (2001), "Удар Лотоса-3: загадка сфинкса" (2002).

В середине 80-х годов прошлого столетия россияне открыли для себя загадочный мир ушу благодаря фильмам, в которых герой Брюса Ли в одиночку сражался с целыми толпами врагов. Среди мальчишек, восхищавшихся отважным бойцом, был и Джамал Ажигирей, которого сегодня многие сравнивают с его кумиром.

- Брюс Ли был настоящим гением, - начал разговор сильнейший ушуист Европы, - конечно, я во многом старался подражать ему особенно в детстве, но сравнивать меня с великим... Это слишком.

- Однако между вами действительно много общего: вы, как и Брюс, практикуете ушу. Также, как он, имеете учеников. Брюс был чемпионом Гонконга по ча-ча-ча, вы потрясающе танцуете лезгинку. Брюс очень хорошо рисовал, ваши работы украшают стены вашей школы. Наконец, вы также снимаетесь в кино...

- Брюс Ли был настоящим мастером традиционного ушу, практиковал тайцзи-цюань (кулак Великого предела) и вин-чун (вечная весна). В кино он совершил революцию. Кроме того, Брюс придумал свой собственный стиль джит кун до (путь опережающего кулака).

- Вы тоже имеете свой почерк, и ваша манера исполнения формальных комплексов не имеет аналогов...

- Работаю над этим. Прежде всего опираюсь на традиции таких мастеров, как Ван Пэйшен, Бай Шу Пин и других.

- Прошедший недавно в Швеции чемпионат Европы по традиционному ушу тайцзи-цюань и другим внутренним стилям завершился сенсационным результатом - российские спортсмены завоевали 81 медаль. Вы вернулись на ковер после четырехлетнего перерыва в спортивной карьере и завоевали четыре золотые медали. Довольны своим выступлением?

- Вполне. Несмотря на отсутствие соревновательной практики, выступил даже лучше, чем четыре года назад. Рад, что те вещи, которые искал через таолу (систематизированный набор движений, тренирующий боевую технику - Прим. Е.Р.), нашел и применил в поединках.

- Что побудило вас снова вернуться на ковер?

- Решил проверить себя, свои силы, знания. Мне было очень интересно посмотреть, в каком направлении движется Европа. Понял, что относительно китайских традиций российское ушу находится на более правильном пути. Бросилась в глаза разница в судейском подходе. В Китае оценки выставляются за конкретные ошибки, затем они суммируются и вычитаются из 10 баллов. А в Европе судят, отталкиваясь от общего впечатления. Мне это кажется неправильным. Так, оценивая координацию, есть смысл обратить внимание на сложность исполняемого элемента. Я не смог понять, почему оценивая формальный комплекс Романа Музыки, судьи ставили ему низкие оценки за боевой дух. А ведь меньше чем за час до этого Роман выиграл поединки во всех видах туй-шоу!

- А как выступили ваши ученики?

- Признаюсь, даже не ожидал, что 16 завоюют 30 медалей. Только сейчас вся Европа начала осознавать, что ушу - это реальное боевое искусство, а не балет с оружием. Людям трудно представить, что едва заметными движениями мастер традиционного ушу может отшвырнуть одного или нескольких оппонентов на несколько метров, не причиняя им ощутимого вреда. И российские спортсмены наглядно это продемонстрировали.

- В чем же отличия спортивного ушу от традиционного?

- Между ними много общего. Ведь нормативные комплексы спортивного ушу были основаны на базе традиционного. Спортивное ушу прежде всего отличают сложные прыжки, поэтому оно больше нравится молодежи. В традиционном ушу и, в частности, тайцзи-цюань нет амплитудных прыжков, им может заниматься любой человек. Как правило, его предпочитают взрослые люди - этот вид спорта требует несколько иного уровня осознанности. Только не подумайте, что традиционное ушу - для инвалидов (смеется). Поединки в туй-шоу требуют большой физической силы и выносливости. Ведь это колоссальная анаэробная нагрузка. Низкие стойки, гибкость так же ценятся в традиционном ушу, как и в спортивном.

- Осенью прошлого года вы открыли школу воинских искусств. Как возникла идея ее создания?

- На самом деле идея появилась очень давно, но первые шаги для ее реализации мы сделали только после чемпионата Европы-2004 в Питере. Основателями школы стали мои тренеры - Абдул Кадыр Атаев и Эрик Огай. Просто назвать ее решили моим именем. Мне всегда хотелось иметь зал, чтобы можно было тренироваться в своем режиме, без ограничений. И вот год назад появилась возможность создать свой клуб.

- С чего началось его создание?

- С ремонта. Пригласил дизайнера - хотел сделать все красиво. Вместе работали над оформлением клуба. Все-таки четыре года в художественном училище не прошли для меня даром.

- Что же общего между тайцзи и живописью?

- В тайцзи, как и в живописи, очень важно чувство гармонии, композиции. Творческий подход просто необходим и в организации тренировочного процесса, и в выборе цвета. Как художник смотрит на картину и сразу понимает, где диссонанс, так и в ушу - во время выполнения формального комплекса или в поединке с соперником - сразу видно слабое место. В процессе обучения живописи и тайцзи приходится делать одинаковую работу - искать то, чего не хватает, сопоставлять, находить, дополнять.

- Какую практическую пользу имеет тайцзи-цюань?

- Мне не раз говорили, что занятия тайцзи помогли улучшить здоровье: у кого-то появилось эмоциональная устойчивость, повысился иммунитет, улучшилось зрение, прошли головные боли, организм стал быстрее восстанавливаться после тяжелых рабочих будней.

- Что вообще развивает тайцзи?

- Несмотря на название, а тайцзи-цюань переводится как "кулак Великого предела", оно развивает спокойствие. Появляется чувство умиротворенности, а также гибкость, ловкость, физическая сила.

- Про тайцзи говорят, что это очень непростой вид восточного единоборства, который можно сравнить с высшей математикой...

- С одной стороны, тайцзи может заниматься любой человек, с любым уровнем подготовки. С другой стороны, это очень высококоординационный вид спорта, требующий концентрации внимания.

- В легкой атлетике, как и во многих других видах спорта, легко зафиксировать рост результатов. А как определить прогресс в традиционном ушу?

- Прежде всего по уровню выполнения формального комплекса, где сразу видно, насколько скоординирован человек, какая у него растяжка, техника исполнения отдельных элементов. Чемпионские титулы не всегда являются показателем уровня мастерства. Многие слышали историю о том, как мастер айкидо Уэсиба Морихэй однажды зашел в зал к своим ученикам с белым поясом, чтобы показать, что он такой же ученик, как и все.

- Недавно я стала свидетелем такой сцены: на чемпионат Европы в Швецию российская команда ехала через Ригу и на одной из станций пограничник, проверявший ваши документы, вдруг замер, а потом также неожиданно воскликнул: "Я вас узнал, вы снимались в "Ударе лотоса"! Можно с вами поздороваться?" А вообще вас часто узнают на улице?

- Раньше, когда ездил в общественном транспорте, это случалось часто. Сейчас же в основном перемещаюсь в автомобиле.

- Накануне чемпионата Европы вы вместе с дзюдоистом Дмитрием Носовым и другими известными спортсменами участвовали в съемках фильма "Путь". Какая у вас роль?

- Я играю учителя Чен, которому уже, наверное, лет 100. Это совершенно новый для меня опыт. Так получалось, что раньше все мои герои были моими ровесниками. Теперь же пришлось поработать и над речью, и над походкой. Особенно тяжело было соответствовать роли в драках: я по привычке резвился, как ребенок. К счастью, у меня было целых два мастер-класса по актерскому искусству. Мне объяснили основные моменты, подсказали, как лучше работать с образом.

- А как вы впервые попали на съемочную площадку?

- Это был 1998 год. Я тогда работал в Нижневартовске под руководством Игоря Кремера, возглавлявшего местную федерацию ушу, он-то и предложил мне от лица президента Российской федерации ушу Глеба Николаевича Музрукова поучаствовать в съемках. Предложение оказалось для меня настолько неожиданным, что я не сразу поверил. Первый съемочный день прошел на Лысой горе: снимали фильм "Монах". Музруков требовал, чтобы в поединках мы демонстрировали именно технику ушу, а не уличного мордобоя. Было очень интересно.

- Насколько тяжело вам бывает входить в роль?

- Если надо драться - легко. Что касается остального, то просто стараешься расслабиться, прислушаться к себе и понять, где фальшивишь, а где получается нормально. Всегда полагаюсь на интуицию.

- Трюки в фильме "Удар Лотоса-3: загадка сфинкса"- это режиссерский замысел или вы ставили их сами?

- Обычно все делаю сам, без дублеров. Но без помощи каскадеров Александра Соловьева, Александра Балбушевича и Юрия Сысоева вряд ли у меня получилось бы так хорошо. Все трюки были придуманы прямо на съемочной площадке в день съемок или накануне, не было возможности даже порепетировать.

- Насколько ваши киногерои похожи на вас настоящего?

- (Смеется) Похожи... Но это из-за отсутствия высокого актерского мастерства. Приходится играть самого себя. Хотя я и сам себя до конца не знаю. Есть такая восточная мудрость: узнай себя - узнаешь весь мир.

- В том же "Ударе Лотоса-3" вы прыгаете на скутер с яхты. Долго репетировали?

- Этот элемент пришлось исполнять сразу без подготовки, так как костюм был один. В детстве мне не раз приходилось прыгать в воду с 5-метровой сваи. Тогда я чувствовал себя героем! Так что страшно не было. Хотя я не каскадер, поэтому не делаю ничего запредельного. В отличие, например, от Сысоева, который в этом фильме прыгает с 15-метровой высоты.

- Понятно, что при вашем образе жизни свободного времени почти не бывает, и все-таки, чем занимаетесь, когда появляется возможность отдохнуть?

- Стреляю из лука, смотрю кино. Перед чемпионатом Европы с большим удовольствием просмотрел "Танцующий с волками" с Кевином Костнером.

- Что для вас счастье?

- Это мир и покой.

- В чем же тогда заключается смысл жизни?

- Жить и чувствовать этот процесс.