Как я выиграла бронзу, или Оксфордский дневник

Telegram Дзен

На 5-м чемпионате Европы по тайцзицюань, состоявшемся недавно в Оксфорде, корреспондент "СЭ" не только наблюдала за событиями со стороны, но и участвовала в них.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Сначала объясню, о чем, собственно, пойдет речь. Тайцзицюань (в переводе с китайского - "кулак великого предела") - это боевое искусство, один из трех основных стилей ушу. Принято считать, что основано оно было в 17-м веке, а примерно 200 лет спустя его начали преподавать во дворце китайского императора. Причем не только бойцам императорской гвардии, но и придворным – говорят, для оздоровления.

Однажды кто-то из моих коллег, рассказывая о тайцзицюань, справедливо обратил внимание на то, что "цюань" - именно кулак, а "не ухо и не палец, и не что-то там еще.." И следовательно, тайцзицюань – это боевое искусство.

С этим видом воинского искусства я познакомилась случайно. Произошло это в один из рабочих дней, когда освещала один из турниров по дзюдо. Сижу, пишу, никого не трогаю... И тут - бац: короткое замыкание! "Хочу чему-нибудь научиться. Пора! Срочно!" И на следующий день я пришла на тренировку к 10-кратному чемпиону России, актеру кино Джамалу Ажигирею. Тренер встретил меня сдержанно – мол, пожалуйста, занимайтесь, если сможете. И с этого момента моя жизнь резко переменилась. Из застенчивой милой девушки-журналиста, тихого человека я стала форменной стервой. Я укоротила длинный маникюр, приобрела меч, шест и перчатки для занятий единоборствами и, конечно,  нежно-розовый шелковый костюм-пижамку с розочками для выступлений. И стала тренироваться вместе со всеми, стараясь точно выполнить все команды: "...Нечего улыбаться! Рот закрыть, язык к верхнему нёбу, подбородок прижать! И шагаем, толкаем, взрываемся и... нет не взлетаем, а скользим, сносим, входим, влипаем..."  Иначе... Я хорошо помнила произнесенную Джамалом в фильме "Путь" фразу:  "А сейчас я вас буду бить!". Не подумайте плохо: уважаемый Джамал страшно добрый и справедливый: другой бы давно прибил бы за такое количество неисправленных ошибок.

        В процессе обучения принципам тайцзицюань самым сложным оказалось осознать, что сейчас я вся такая угловатая, неуклюжая, смешная и нелепая. И принять себя, чтобы учиться дальше. Но самый большой шок я пережила, когда стали изучать бросковую технику. Меня просто трясло от страха, что меня сейчас бросят на татами и будет больно. А тренер продолжал: "Учимся падать, дабы не было страшно и больно. А для этого, сами понимаете, надо падать, падать и падать. Но важно быстро вставать... для того чтобы снова упасть, а может быть, вам удастся устоять..." А главное - нужно было научится падать смело, не цепляясь судорожно за штаны напарника. И, конечно, трудно осваивать основной шаг тайци-цюань.  "Главное, - говорил Джамал, - понять, что сделав первый шаг, надо идти дальше, поэтому, шагнув, не теряем равновесия, держим структуру, не разваливаемся, а врастаем, влипаем в землю пальцами ног, ведь наш путь в этом раунде только начался!" Ну и самое сложное – сделать приличное лицо, но над этим мне еще предстоит работать. Пока, как мне кажется, мое лицо во время тренировок выглядит так, словно меня огрели пыльным мешком. Сложно было и приучить себя тренироваться в любом месте, в метро, в самолете,  в автобусе. Хочу выразить отдельную благодарность моим соседям по лестничной клетке за то, что они не вызвали бригаду санитаров из психушки, когда за месяц до чемпионата Европы я частенько встречала их в подъезде с мечом в руках или в позе змеи в траве...

Три года назад я даже представить не могла, что когда-нибудь буду принимать участие в соревнованиях. Ведь прежде я наблюдала за спортсменами исключительно с репортерской стороны баррикад. Однако именно журналистский интерес впервые вывел меня на соревновательный ковер. Было безумно интересно узнать, что чувствует спортсмен во время соревнований, как готовятся спортсмены, с какими проблемами сталкиваются. Нужен был эксперимент. И возможность предоставилась.

***

Летом было принято решение о том, что команда "Клуба воинских искусств Джамала Ажигирея" будет участвовать в чемпионате Европы. Причем не где-нибудь, а в Оксфорде – городе, где преподавал Льюис Кэрролл, автор моей любимой детской книжки "Алиса в стране чудес" и где снимался сериал про Гарри Поттера.

То, что нам предстоит поездка в волшебный город, стало ясно еще в Москве, когда у самого Джамала, а также и нескольких других членов нашей команды ни с того ни с сего по очереди стали пропадать перчатки. Поневоле пришлось вспомнить про Алису, подавшую перчатку кролику.

А дальше наш ждало вот что.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, НАСТРАИВАЮЩИЙ

Вот мы и в Великобритании! В Хитроу меня встречает Арег Оганесян, бывший журналист "СЭ", ныне работающий в Лондоне. С ним вместе мы и отправляемся на автобусе в Оксфорд.

- Лен, ну ты выиграешь? – спрашивает меня Арег со своей неподражаемой интонацией, легонько толкая в плечо локтем.

– Слушай, мне бы в обморок не упасть, когда на старт выйду!

– Ну вот! – возмущается экс-коллега. – У человека должна быть цель! Поэтому надо настраиваться на самый высокий результат!

– Угу! – киваю я и вспоминаю слова Джамала, сказанные однажды на тренировке: "Не работаем вхолостую, всегда представляем цель. Что вообразим, так и полетим - со временем, конечно!"

ДЕНЬ ВТОРОЙ, ТРЕНИРОВОЧНЫЙ

Подъем - в 7 утра. На завтрак – традицинное английское блюдо, овсянка. И сразу – в зал Blackbird Leys Leisure Centre. Надо зарегистрироваться, оплатить стартовые взносы. Кстати, участник, выступающий в одном виде программы, платит 20 фунтов. А если заявиться сразу в нескольких дисциплинах, то получаешь скидку.

Затем – мастер-класс Джамала Ажигирея для его зарубежных коллег. А там не за горами и осмотр вечернего Оксфорда, ведь в наших планах - немного расслабиться перед соревнованиями: никаких тренировок!

Впрочем, вернувшись поздно вечером в отель, я чувствую непреодолимое желание хотя бы немного потренироваться. Выхожу на улицу, выбираю местечко за углом, поглуше и... лицом к лицу сталкиваюсь с одной из участниц турнира – Эдитой из Латвии.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ, ДЕБЮТНЫЙ

После утренней порции овсянки надо поторапливаться в зал, чтобы хорошо размяться. Впрочем, моя соседка по номеру Ирина, профессиональный преподаватель музыки, зря времени не теряет: укладывая волосы феном, она стоит на одной ноге, держа при этом другую вытянутой  под прямым углом.

...Соревнования по традиционному ушу провести непросто. Начнем с того, что за два соревновательных дня более чем 200 спортсменов разыгрывают около 70 комплектов медалей, причем каждый участник выступает в нескольких видах программы. Поэтому организаторам приходится ломать себе голову, как правильно организовать трафик передвижения этой человеческой массы по различным площадкам.

Спортсменам же остается только расслабляться и одновременно быть начеку, чтобы не прозевать свой старт. Ведь случаются и двухчасовые задержки выступлений. Порой соревнования превращаются в 12-часовую проверку концентрации внимания, психологической устойчивости и физической выносливости. Впрочем, именно за возможностью поучаствовать в таком тренинге лично я в Оксфорд и ехала.

.. Прежде чем рассказать о личных ощущениях во время выступления, пару слов о критериях оценок в нашем виде воинского искусства. Формальные комплексы, так называемые Hand forms, бывают с оружием и без оружия, групповые и одиночные. Внешне это может напоминать танец различного уровня скорости. Система оценок многогранна: учитывается внешний вид, боевой дух, точность исполнения элементов, сложность элементов, плавность, непрерывность, округлость завершенность, связанность, наполненность, расслабленность и многое другое, а также существует и временной критерий – важно уложиться в норму времени, завершив выступление лицом к судьям. Ну, а что касается поединков, то здесь все более понятно: соревнования проходят по весовым категориям среди мужчин и женщин. Однако существуют два вида поединков - туйшоу на месте (fixed step), туйшоу в движении (free moving, moving step). Причем последние визуально похожи на дзюдо, а фишка поединков на месте в том, чтобы сдвинуть соперника с места или заставить его коснуться татами какими-либо частями тела, но при этом нельзя отрывать стопы от татами и хватать соперника руками.

Итак. Соревнования. Я участвую в четырех видах программы – комплекс тайци-цюань стиля ян без оружия, багуа чжан, тайцзи-цюань с цзянем (с мечом) и туйшоу на месте, в категории до 52 кг. Но старта из-за сбившегося графика приходится ждать более двух часов. Пытаясь отвлечься, наблюдаю за выступлениями с оружием в другой группе. Запоминается один англичанин, похожий на Боба Марли. Это ж какую мощную шею надо иметь, чтобы подбородок гордо вверх не задирался, когда увесистые косы щекочут колени! И при этом еще мечом махать!!

Другой участник, ожидая своего выхода, бережно протирает меч тряпочкой, а потом целует его. Удивительное спокойствие! А вот мои нервы уже на пределе. Хорошо, что моя знакомая Эдита показывает специальную успокаивающую технику дыхания, и я оживаю.

Выступление в первом виде программы – комплексе из 42 элементов ушу - проходит нормально: в обморок не падаю, равновесие не теряю, в норму времени укладываюсь.  Далее предстоит стартовать еще в двух видах - поединках на месте и формальном комплексе в стиле багуа чжан.

Не успеваю прийти в себя после первого старта, как приходится пулей лететь в раздевалку, прыгать в футболку и штаны. И вот я уже на татами. Соперница-итальянка смотрит на меня недобро. Начинается поединок. Бац - и соперница вдруг упала на на спину.

"О Боже! Неужели это я ее уронила?!!"

Однако у итальянки не хватает смелости лететь вниз в гордом одиночестве. Поэтому она крепко цепляется в мое предплечье когтями и тянет за собой, заставляя поцеловать татами.

Дальше время летит чудовищно быстро. Вот и конец встречи. Побеждает итальянка. То, что рука была разодрана в кровь, я пойму только в гостинице. А пока надо снова бежать переодеваться - уже в шелковый костюм, чтобы выступить в багуа. После чего разогреваюсь в коридоре. Мимо проходит красавец-француз, который тоже выступает в стиле багуа. "О, багуа!" - произносит он с акцентом. И как бы невзначай подменяет собой тень моего воображаемого соперника. И, вот, мы уже кружимся в паре в ритме танго, касаясь лишь запястьями, как соперники. Он наращивает темп, мы смотрим друг другу в глаза, голова начинает кружиться... Разогрелась. Выхожу на старт. Судьи – а их трое – внимательно наблюдают. Я смотрю на них. Растерялась. Ступор. Вижу, как судьи подмигивают: мол, пора начинать. Делаю первые шаги, ноги трясутся от волнения. Слышу крик Джамала: "Лена, не засыпай!" Собираюсь духом: долой жалкие мутанты человеческих эмоций – страх и сомнение! Вам меня не остановить! Вперед. Оценки? Да какая разница!.. Я сделала это! Не последняя - и слава богу!

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ, БРОНЗОВЫЙ

...Сегодня мне предстоит сделать 42 упражнения с цзянем, то есть с мечом. Драться, разумеется, ни с кем не надо...  А жаль! Уже хочется!  Вспоминаю давнишние наставления более опытных подруг по команде: "Режь, словно мягкое сливочное масло. И одновременно представляй, что сносишь чью-то голову!" Так вот... Главное - уложиться в норму времени – от 5 до  6 минут - и сохранить равновесие. Но не зря же я во время отпуска целый месяц этот комплекс отрабатывала на побережье Азовского моря! Выхожу на площадку, смотрю судьям в глаза и вдруг чувствую, что из-за волнения напрашивается нервный смешок: вспомнила Чеширского кота из книжки Кэрролла.

"Д-да! – подумала Алиса. – Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я еще в жизни не встречала!"

Стоп.  Так что там: сыр, масло, голова? Эх, уже не важно! Остается только делать то, что умею, освободив голову от всяких посторонних мыслей. Дальше пять минут транса. И... Есть моя первая в жизни медаль, бронза!  Чувствую эмоции, словно у молодоженов после штампа в паспорте. Типа, долго встречались, любили друг друга и... расписались.  И немного грустно, будто за два дня лет десять прошло.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

В общей сложности за два дня 20 представителей клуба воинских искусств Джамала Ажигирея (а наша команда из 20 человек была самой многочисленной на турнире) выиграла 29 медалей - 10 золотых, 10 серебряных и 9 бронзовых.

Когда все закончилось и мы из душного зала вышли на улицу, у меня в голове крутилась мысль: "Что помешало нам выступить еще лучше?"

И тут, смотрю, стоит мой новый знакомый, 45-летний газонокосильщик - тот самый англичанин, похожий на Боба Марли. И со своими товарищами пританцовывает в стиле регги. Повеяло знакомым пряным духом Ямайки... Уж его-то явно не печалило, что он не оказался в числе призеров чемпионата Европы. Его довольное и расслабленное лицо выражало только одно: "Don’t worry! Be happy!" Вот это настоящее тайцзицюань!

Елена РЕНЖИНА