ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА
Артем Сильченко выиграл в среду свою первую награду чемпионатов мира в хайдайвинге – бронзовую. Чемпионом стал англичанин Гэри Хант.Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Казани
В среду Казань прощалась с главным зрелищем чемпионата – мужскими прыжками с 27-метровой высоты. После первой половины программы, которая была разыграна двумя днями ранее, было уже понятно, что как минимум двое российских прыгунов уже не вмешаются в борьбу за медали. Но были ли сами медали главным?
Рискну сказать, что нет. Сделав первые шаги от экстрим-шоу к спорту, хайдайвинг пока так и не преодолел черту, за которой занятие становится необратимо спортивным. Всего лишь пример: один из старожилов хайдайвинга англичанин Блейк Олдридж, не очень удачно преодолевший первую половину турнира, без колебаний отказался от продолжения воздушного банкета по той причине, что... В общем, официальные лица были проинформированы, что график соревнований не совпадает с планами Блейка на личную жизнь.
Англичанин вообще никогда не придавал значения тому, что говорят и думают о нем окружающие. Любители прыжков в воду наверняка помнят его на вышке: на Олимпийских играх в Пекине 25-летний Блейк выступал в синхронном дуэте с самым талантливым юниором тех времен – 14-летним Томом Дэйли. Правда, вскоре в английской прессе появилось заявление Дэйли-старшего о том, что он никогда более не допустит общения своего сына с Олдриджем и тем более – совместных выступлений.
О том, что произошло между двумя спортсменами, история умалчивает. Особенно любопытным пришлось лишь строить догадки, что стоит за формулировкой "плохое влияние".
Потом Олдридж еще дважды привлекал к себе внимание прессы. Первый раз – дракой в ночном клубе, после чего прыгуну наложили на рассеченное ножом лицо десяток швов. Второй случай касался магазинной кражи с участием героя.
Ну а еще спустя какое-то время Блейк открыл для себя хайдайвинг.
Это я к тому, что герои экстремальных прыжков зачастую бывают именно такими: много чего повидавшими, почувствовавшими вкус адреналина и привыкшие к нему, требующими все более и более острых ощущений и в общем-то не сильно переживающими, что случится с ними дальше. Своего рода байкеры, "ночные волки". Просто у одних – асфальтовое полотно, уходящее за горизонт, и два колеса под задницей. У других – запредельная высота и достаточно жесткая поверхность воды, бьющая по телу. Запредельная – для того, чтобы не поломать ноги при входах в воду. При прыжках с более высоких отметок это становится для спортсмена совершенно реальной перспективой.
Старожилы классических прыжков, занимающие руководящие позиции в техническом комитете Международной федерации плавания, смотрят на хайдайвинг примерно с тех же позиций. Один из них, норвежец, сказал мне, что видит достаточно большую перспективу, ведь в хайдайвинг могут идти не только прыгуны в воду, но и спортсмены из "смежных" дисциплин: батутисты, гимнасты, акробаты. "А если кого-то из них вдруг ловят с марихуаной, – точно наш клиент", – резюмировал собеседник.
Чемпион, впрочем, был скорее исключением. "Заболев" хайдайвингом, Хант начал тренироваться как умалишенный. Как следствие, очень скоро о нем заговорили с громадным уважением: парень наворачивал в воздухе такие комбинации оборотов и винтов, о которых кроме него никто не помышлял. Ему явно не давали покоя титулы легендарного колумбийца Орландо Дюке, который на протяжении нескольких лет считался чуть ли не единоличным королем воздуха.
Все три спортсмена, ставшие в Казани призерами, были счастливы: Хант добрался до золота (на прошлом чемпионате мира в Барселоне он проиграл Дюке), мексиканец Бернал Паредес тоже поднялся на ступень выше, Сильченко – на три (в 2013-м он остался шестым).
Ну а дальше, как несложно предположить, пойдет еще более активный процесс вовлечения отчаянных парней в рамки регламентированного спортивного поединка. В сентябре при содействии FINA в Австрии планируется провести специальный тренировочный лагерь для новичков: в этой стране существует единственная в Европе конструкция, позволяющая поднимать прыжковую платформу на разную высоту вплоть до 27 метров.
Самое сложное в хайдайвинге для прыгуна в воду – освоить технику раскрытия: она принципиально отличается от той, что используют при входах в воду вниз головой. Сами прыжки (причем – любой сложности) не представляют для хорошо "обкрученного" спортсмена невыполнимой задачи. По сути это – те же самые наборы элементов, что делают прыгуны в воду на десятиметровой вышке, где у каждого спортсмена есть в запасе с десяток комбинаций, исполнить которые человек может в любом состоянии и в любое время суток.
Но вход – отдельная история. На его освоение иногда уходит до полугода. Не случайно в хайдайвинге любят говорить, что даже самая сложная комбинация вращений продолжается на протяжении первых десяти метров падения. Остальные 17 метров спортсмен спасает себя от неприятностей.
Кстати, как раз поэтому хайдайвинг требует гораздо более мощного мышечного корсета – чтобы избежать травм при ударах об воду.
Этими подробностями со мной поделился спортсмен, которого, возможно, мы увидим в числе хайдайверов уже на следующем мировом первенстве: Вадим Бабешкин когда-то прыгал в воду в бассейне, а, увидев хайдайвинг, "заболел" им. В Казани реализовал свою заветную мечту: выполнил с 27-метровой высоты один из несложных прыжков. Когда же я спросила Вадима по поводу дальнейших перспектив и планов, он вздохнул: "Хотелось бы, конечно, попасть в команду. В хайдайвинге не проводится каких-то специальных отборов, те же американцы, знаю, просто договариваются между собой, кто из них в каких соревнованиях участвует. В конце концов Илье Щурову и Игорю Семашко, которые выступали в Казани, уже под сорок. Мне же всего 28. В хайдайвинге в этом возрасте – вся жизнь впереди...".
КАЗАНЬ. Чемпионат мира по водным видам спорта. Хайдайвинг, 27 м. Мужчины. 1. Хант (Великобритания) – 629,30. 2. Паредес (Мексика) – 596,45. 3. СИЛЬЧЕНКО– 593,95. 4. Колтури (США) – 586,70. 5. Джонс (США) – 579,15. 6. Дуке (Колумбия) – 571,55... 15. СЕМАШКО – 366,30... 19. ЩУРОВ – 309,85.