Андрей Воронцов: "Ефимова - единственная, с кем мне было страшно разговаривать"

Telegram Дзен

ВОДНЫЕ ВИДЫ. ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

Экс-главный тренер сборной России по плаванию теперь работает в Швеции. На чемпионате Европы в Берлине его нынешняя команда превзошла россиян в медальном зачете. Итоги завершившегося турнира 62-летний специалист подвел в беседе с корреспондентом "СЭ".

Владимир ИВАНОВ
из Берлина

– Рискну предположить: вы не огорчены тем, что сейчас работаете со сборной Швецией, а не c российской командой.

– В России главный тренер испытывает огромное психологическое давление. Еще за год до Олимпиады я объявил всем, что уйду сразу после Лондона. Возраст уже не тот, чтобы постоянно находиться в таком стрессе. А Швеция – более спокойная страна. Для ее спортсменов соревнования – не война, а возможность показать себя всему миру. И для меня выигрывать медали в такой стране – не вопрос денег, а вопрос педагогической чести.

– С какой стороны в России идет давление на тренера?

– Организаций очень много. Министерство спорта, ЦСП, федерация… Но мне не хотелось бы обсуждать эту тему. Я вам лучше скажу, что потенциал у нынешней российской команды серьезнее, чем в мое время. Во многом благодаря тренеру Анатолию Журавлеву появился резерв. Я в свое время даже после семи золотых медалей на чемпионате Европы в Будапеште написал в отчете, что перспективы у нас не радужные. В команде нет фундамента, и эта ситуация создана еще до того, как в нее пришли я или Журавлев.

– Но такого провала на чемпионатах Европы прежде не было.

– Будут Ефимова и Зуева – все встанет на место.

– Но не может же судьба всей сборной зависеть от нескольких человек?

– Может. Медали выигрывают только звезды. Середняки нужны для поддержания тонуса в эстафете.

– Но на соревнованиях уровня чемпионата Европы и середняки должны выстреливать. Разве нет?

– Безусловно. В нынешней российской команде много молодых ребят. Но за возраст медали никому не дают. При этом девушки в разных командах выигрывают медали в 15-17 лет. Другое дело, что большинство из них быстро пропадают…

– В России этот процент особенно велик. Почему наши команды выигрывают юниорские международные старты, но практически никто из ребят не дотягивает до взрослого уровня?

– Дело в том, что юные спортсмены к своим 15 годам успевают испытать на себе все виды методов и нагрузок. Многие переходят во взрослый спорт выхолощенными и без каких-либо резервов в организме.

– Приходится слышать, что юные пловцы, получая солидные стипендии за медали на юниорском уровне, теряют мотивацию работать больше. А, например, пятикратной чемпионке мира венгерке Катинке Хошу приходится проплывать по десять раз за два дня на этапах Кубка мира, чтобы заработать себе на жизнь.

– Все правильно, благодаря этому она оплачивает свою подготовку в Калифорнии. В Швеции стипендий не было ни у кого. В этом году ее стала получать двукратная чемпионка мира Сара Сьострем. При этом по меркам России сумма смешная – около 8000 долларов в год. И это получает человек, который устанавливает мировые рекорды!

– С Сьострем работаете непосредственно вы?

– У нас равные права с коллегой Карлом Дженнаром. На мне лежит планирование. За три недели до старта мы разделяемся: он работает с Сарой, я – с Мишель Коулман. Они кролистки, поэтому, если накануне важных соревнований будут тренироваться вместе, вполне вероятны конфликтные ситуации. В остальное время мы работаем одной большой группой.

– Согласны, что в России ощущается недостаток тренерских кадров?

– Проблема в том, что даже те, кто есть, не желают учиться. В Берлине я делал презентацию по подводке к соревнованиям, посмотреть на которую пришло более ста тренеров со всей Европы. От России был только руководитель комплексно-научной группы Сергей Колмогоров.

– Кто самый талантливый спортсмен из тех, с кем вы работали?

– Таких много. В Великобритании выделялся Марк Фостер. В Швеции сейчас – Сьострем. В России целая плеяда одаренных спортсменов. До сих пор переживаю, что Никита Лобинцев и Данила Изотов остались без личных медалей на Олимпиаде в Лондоне. Дело в том, что один только талант, увы, не гарантирует медали.

– А Ефимова?

– Это уникальная девушка. У нее просто невероятно сильный характер! Юля – единственная спортсменка, с которой мне, будучи главным тренером, было страшно разговаривать. Настолько сильно у нее развито убеждение в собственной правоте.

– Но этой энергетикой она в то же время заряжает команду.

– Однозначно! Ее в Берлине России заметно не хватало. Хотя если говорить о двигательном таланте, то самая удивительная спортсменка – Настя Зуева.

– С Морозовым поработать успели?

– Как-то я сказал ему: ты должен входить в эту сборную через парадный вход.

– То есть?

– В команде серьезная конкуренция за места в эстафете, и нового пловца всегда хотят вытолкнуть. Так же в свое время было и Сергеем Фесиковым. Это интересный процесс. Но Володя устоял, он молодец. Жаль, что в Берлине у него ничего не получилось. Наверное, не стоило ему за полтора месяца до старта приезжать в Волгоград.

– Возможно ли такое, что шведская команда выиграет в Рио больше медалей, чем российская?

– Олимпийские игры – это непредсказуемый старт. Мы понимаем, что не каждой моське по силам тягаться со слоном. Вот лаять могут все. Но мы, подобно умной собаке, тихо сидим и спокойно готовимся. На двух последних Олимпиадах у Швеции вообще не было медалей в плавании, поэтому в Рио будем рады награде любого достоинства.

ОБЩИЙ МЕДАЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ ЧЕ-2014 *

Сборная

З

С

Б

Всего

1. Великобритания

11

8

8

27

2. РОССИЯ

9

7

3

19

3. Италия

8

3

12

23

4. Германия

6

8

8

22

5. Дания

6

1

2

9

* С учетом результатов турниров по плаванию, прыжкам в воду, плаванию на открытой воде и синхронному плаванию.

МЕДАЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ ЧЕ-2014 В ПЛАВАНИИ **

Сборная

З

С

Б

Всего

1. Великобритания

9

7

8

24

2. Дания

6

1

2

9

3. Венгрия

5

4

5

14

4. Италия

5

1

9

15

5. Франция

4

4

2

10

6. Швеция

3

6

1

10

 

 

 

 

11. РОССИЯ

1

3

2

6

** Без учета плавания в открытой воде.