"Ефимова полностью готова к выступлению в Казани"

Telegram Дзен

ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА

На домашнем чемпионате мира лидеру сборной России Юлии Ефимовой помогает Хомаюн Гарави - сын иранского дипломата и специалист по мануальной терапии

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Казани

В переводе на русский язык, должность немецкого специалиста-физиолога Хомаюна Гарави на чемпионате мира в Казани звучит не очень привычно: тренер по общему состоянию. Именно в этом качестве вот уже пять лет он сопровождает Юлию Ефимову, попутно избавив спортсменку от травм, мучивших ее до 2009 года. Серебро и золото Анастасии Зуевой на прошлом мировом первенстве в Шанхае – тоже во многом его заслуга. Другими словами, сын иранского дипломата, выбравший своей специальностью спортивную медицину – отнюдь не случайное лицо на мировых плавательных первенствах.

Юлия ЕФИМОВА. Фото AFP

– Хом, в чем вы видите свою роль, когда приезжаете на турниры такого ранга со спортсменом, который намерен биться за медали?

– Прежде всего я отвечаю за состояние мышц – для этого используются всевозможные виды мануальной и рефлексотерапии. Вне профессиональной зоны я друг, советчик – если меня об этом просят, снимаю на тренировках на видео старты и повороты, забочусь, чтобы у спортсмена было как можно меньше стрессов.

– Чему уделяете больше внимания: восстановлению мышц после нагрузки, или подготовки их к старту?

– Не стал бы тут разделять. Задача мышцы – работать с максимальной эффективностью. Если мышца перегружена и болит, спортсмен никогда не сможет выступить в полную силу. Абсолютно неважно в этом случае, играет ли человек в баскетбол, плавает в бассейне или тягает штангу. Простым массажем не всегда удается добиться нужного эффекта. Рефлексотерапия, то есть воздействие на определенные точки, помогает запустить в мышцах целую цепочку необходимых процессов. Что до общих кондиций, в ходе соревнований от спортсмена требуется, чтобы он был свежим, быстрым и сохранял эти качества на протяжении всей серии стартов.

Юлия ЕФИМОВА. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

– Проблема российских пловцов обычно заключается в том, что они не успевают восстанавливаться. Соответственно от старта к старту усталость лишь накапливается. В чем на ваш взгляд заключается корень проблемы?

– Здесь все очень индивидуально. Некоторым для полного восстановления достаточно откупаться, кому-то нужен длительный массаж, растяжка или ледяные ванны. Собственно, в этом и заключается главная проблема терапии – найти ключик к каждому подопечному. Никаких общих рекомендаций на этот счет быть просто не может.

Знаю, что у российской команды в Казани есть специальные автобусы со всем оборудованием, которое помогает восстановить спортсмена. Юлия, правда, этим не пользуется, говорит, что ей вполне достаточно тех методов, что практикуем мы – растяжки и мануальной терапии.

Другой вопрос, что большая часть того, что входит в понятие “восстановление” должна закладываться и нарабатываться задолго до соревнований. Если говорить более общими словами, это высококлассная подготовка всего тела вследствие которой организм приходит в состояние боевой готовности. Начинает быстро реагировать на любое воздействие и так же быстро возвращаться в привычное состояние без ущерба для мышц.

Поясню на чисто бытовом примере. Если вы возьмете в руку тяжелый предмет и вытянете эту руку перед собой, то какое-то время будете стоять ровно. По мере усталости тех мышц, которые непосредственно задействованы в этом упражнении, напряжение будет распространяться на плечи, спину, позвоночник. А потом вас просто перекосит и мышцы надолго потеряют способность переносить нагрузку. В плавании у каждого спортсмена есть определенный лимит, после которого в работу включаются мышцы, не предназначенные напрямую для выполнения тех или иных действий. Они закисляются, устают, создают “блоки” в организме. А потом прихожу я, Хом Гарави, и начинаю ломать голову, как убрать эти блоки и снять напряжение.

Юлия ЕФИМОВА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

– Как вы контролируете состояние своего подопечного? Ведь с той же Ефимовой вы не находитесь рядом на протяжении всего сезона?

– Есть специальные программы тестовых упражнений, помогающие контролировать состояние человека, есть видеосъемка. Мы ведь живем в очень маленьком пространстве, где обмен информацией осуществляется стремительно. Сколько времени у вас ушло на то, чтобы найти меня в Казани, договориться об интервью и разыскать меня на трибуне? Полчаса, или меньше? А ведь мы были знакомы лишь по фейсбуку. Если вдруг возникает форсмажорная ситуация, я могу прилететь к спортсмену в другую страну.

Ефимова не требует моего частого присутствия: я бы даже сказал, что гораздо чаще скучаю без нее, чем она без меня. Даже когда она загружена работой так, что у нее болит все тело, а до мышц невозможно дотронуться, требуется от четырех дней до недели, чтобы стопроцентно восстановить организм. Именно так было перед началом чемпионата в Казани, но сейчас она полностью готова к выступлению.

– Вы впервые встретились с Юлией когда она находилась не в самом лучшем состоянии. Как заставили ее себе поверить?

– Заставить спортсмена себе поверить можно только результатом. Как уже сказал, находиться рядом со спортсменом постоянно я не имею возможности. Обычно это несколько дней, в исключительных случаях – две недели.

– Можно сказать, не имеете права на неверные шаги.

– Отчасти да. Приходится постоянно перерабатывать имеющуюся информацию, давать новые упражнения, корректировать какие-то вещи. Для меня важно не попадать в зависимость от спортсмена. Да, я учу их, тренирую, помогаю справиться с травмами, но я не нянька. Скорее, человек, который дает им в руки удочку и объясняет, как поймать рыбу.

Еще одна важная вещь заключается в том, чтобы иметь единомышленника в лице тренера. Отношения между спортсменом и постоянным наставником бывают разные, особенно в периоды напряженных тренировок. И очень хорошо иметь в своем окружении хотя бы еще одного человека, которому ты можешь полностью доверять.

Анастасия ФЕСИКОВА. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

– Вы ведь много работали с Настей Фесиковой – еще до того, как она вышла замуж и родила ребенка.

– Прежде всего мы – друзья. Если Насте понадобится моя помощь, это не вопрос денег, а вопрос именно дружбы. Мы много общаемся в Казани, я вижу Настю каждый день и очень за нее болею.

– А чего ждете от Ефимовой?

– Я не супер-эксперт в плавании, никогда не был профессиональным тренером, но могу с уверенностью сказать, что техника, с которой плавает Юля, однозначно лучшая в мире. Когда техника рациональна, она позволяет пловцу плыть быстро, но при этом затрачивать на прохождение дистанции меньше физических сил, чем соперники. Юля вернулась в плавание после достаточно длительного перерыва, она получает огромное удовольствие от процесса – это видно невооруженным глазом. Я же хочу, чтобы она проплыла свои дистанции легко и красиво. Чтобы у нее ничего не болело, и чтобы ни одна мышца не мешала ей двигаться. В этом случае, уверен, результат будет высоким.