Гребем!

Telegram Дзен

   Вчера в Пекине россияне Михаил Кузнецов и Дмитрий Ларионов совершили сенсацию, завоевав бронозовые медали в каноэ-двойке. Это первые олимпийские награды России в гребном слаломе!

Слава МАЛАМУД

из Пекина

   "Жизнь коротка. Угребись!" Такой в целом мудрый совет дает нам Федерация гребного слалома России на своей интернет-страничке. И если правда то, что подвиги наших спортсменов на Олимпиадах должны вдохновлять нас всех и в особенности подрастающее поколение, то сегодня угрестись - наша с вами святая обязанность.

   Поди только попробуй угрестись-то, когда во всей необъятной России, подарившей вчера олимпийскому пьедесталу Михаила Кузнецова и Дмитрия Ларионова, нет ни одной нормальной слаломной трассы. И когда зарплата профессиональных слаломистов, участников чемпионата России, - пять тысяч рублей. В месяц, естественно. Выгрести из всего этого на Олимпиаду - уже подвиг. А завоевать медали - это вообще трудно себе представить, что такое!..

   Того, что Ларики (именно так, по фамилии кормового, их называют коллеги и болельщики) смогут что-то выиграть в Пекине, конечно же, не предполагал никто. Просто потому, что при невероятной популярности гребного слалома в узких кругах его фанатов, в число мировых лидеров Россия никогда не входила. Да и центров подготовки у нас - раз, два и обчелся. Один из них - Нижний Тагил, откуда родом оба призера, и где мастеров ажурной гребли и "эксимосских переворотов" пестуют энтузиасты во главе с Ольгой Гвоздевой - тренером Лариков.

   О том, какие именно олимпийские надежды на этих парней возлагали, говорит многое. Хотя бы то, что их никто не встречал в Москве, куда они приехали получать форму. Или то, что Гвоздева, для которой каким-то образом не нашлось тренерской аккредитации, вынуждена была ночевать в комнате гребцов... на массажном столе, и работать с подопечными, анализируя видеозаписи их тренировочных заплывов. Или то, что на гребном стадионе в одном из дальних пригородов Пекина, где трибуны были заполнены словаками, французами и немцами, за Кузнецова и Ларионова болели лишь их тренеры и партнеры по команде.

   В каноэ-двойках есть своя иерархия. Во-первых, боги - словацкие близнецы Хохшернеры, трехкратные уже чемпионы Олимпиад. Выиграть у них могут только они сами. Далее идут чехи, французы, немцы и итальянцы в любой последовательности. Все остальные, включая россиян, - пелотон.

   Когда перед началом Игр я встретил Лариков в Олимпийской деревне (слаломисты живут рядом со своей трассой, а в деревню примчались на несколько часов - купить сувениры и получить почему-то не выданные им шляпы для участия в церемонии открытия), парни честно признались: цель - попасть в первую восьмерку. Первая шестерка, то есть - выход в финал, будет вообще супердостижением. Ну а медали... "Разве что кто-то из фаворитов перевернется", - предположили ребята. В то, что именно так все и произойдет и лидировавшие после полуфинала немцы станут жертвой того самого "эскимосского переворота" (это когда вы продолжаете плыть в своей лодке, но уже головой в воде, а не на свежем воздухе), Михаил и Дмитрий, как показалось, и сами не шибко-то верили.

   Этот финал должен был состояться в четверг, 14-го. Для Гвоздевой это особенный день - день рождения ее матери Татьяны Сергеевны, основавшей в Нижнем Тагиле школу гребного слалома. Татьяна Кайгородова умерла семь лет назад, потребовав, чтобы родственники не поминали день ее смерти, а праздновали день рождения...

   Финал перенесли на пятницу из-за дождя. О том, хорошая это примета или плохая, Гвоздева старалась не думать. А ребятам, как обычно, запретила думать о медалях. "Пройдите трассу так, чтобы мне понравилось", - обычное ее наставление. Даже наградные костюмы от греха подальше оставили в номере, причем суеверный Ларионов свой ни разу не достал из сумки. Когда случилось невозможное, Гвоздева, напрыгавшись и насходившись с ума, поехала за костюмами на такси, а потом бросала их новосипеченным призерам через забор.

   ...Ну не могло этого случиться! По всему не могло. А еще потому, что раньше у Лариков повторять предварительные успехи в финалах как-то не очень получалось. А тут... Угреблись, честное слово.

   Вот бы теперь остальным нашим олимпийцам подгребло удачи после этого невероятного спасения на водах.