Бывший председатель Госкомспорта СССР Николай Русак в интервью «СЭ» поделился мнением о Михаиле Горбачеве и распаде Советского Союза.
— Лично вы поняли, что Советский Союз распадется еще до того, как стало горячо?
— Я почувствовал, что у партии нет лидера. Ни руля, ни ветрил. Никто на себя ответственность брать не хочет. Непонятно, почему не действовали вооруженные силы. Да и вообще силовые структуры. В той-то ситуации надо было!
— Вы были на стороне ГКЧП?
— Разумеется.
— Кого-то из них знали лично?
— Близко только Бориса Пуго. Когда-то оказался в Латвии, председатель местного спорткомитета меня с Пуго познакомил. Очень достойный человек. Волевой такой!
— Пригласили бы вас примкнуть к ГКЧП, согласились бы?
— Даже без раздумий. Там собрались честные люди.
— Рейган говорил: «Когда я увидел на Горбачеве французский костюм и часы Rado Manhattan, я понял: он продаст нам все». Когда вы все поняли про Горбачева?
— Да по первым заседаниям, которые вел пришедший к власти Горбачев, понял не только я!
— Что это было?
— Мы переглядывались. Никто не мог понять: о чем он говорит? Называет это перестройкой, а что такое перестройка? Казалось, он сам не понимает!
— Вы поняли: ничего путного не будет?
— Вот именно! Поэтому дальнейшие события меня не очень удивили. Сейчас-то многие говорят: какую ж мы глупость сделали, что развалили Советский Союз... Ошибка наших руководителей! Граждане-то при голосовании высказались за сохранение!
Русак занимал должность главы Госкомспорта в 1989-1991 годах, а до этого был заместителем председателя комитета.