Третий месяц мы рассказываем о том, как не попасть в дорожно-транспортное происшествие, разбираем ошибки и указываем на неблагоприятные факторы, которые могут спровоцировать ДТП. На этот раз давайте поговорим о движении в ночное время суток.
Ранее мы обсуждали нюансы проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. А на этот раз предлагаем разобраться в том, как вести себя за рулем в темное время суток, нам поможет руководитель экспертно-методического отдела экспертного центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев.
Как уже не раз говорилось, перекресток — не просто пересечение двух или нескольких дорог. Это место пересечения интересов разных людей.
— На ошибки водителей, приводящие к ДТП, нужно смотреть несколько шире, чем просто нарушение ПДД, — считает Бахарев. — Все их можно разделить на две группы: где есть намерение нарушить установленные правила, и где его нет. Допустим, водитель понимает, что маневр может быть опасным, но недооценил угрозу. Или же просто решил сэкономить свое время, «проскочить» перекресток, не останавливаясь. Таких ошибок на перекрестках — большая часть. Тогда как ненамеренные ошибки чаще всего свойственны пешеходам и отчасти водителям-новичкам. Они связаны с незнанием или непониманием правил организации дорожного движения.
На перекрестках в 2021 году зафиксировано 40 тысяч ДТП, это 1/3 от количества дорожных аварий, в которых погибли или пострадали люди. В чем же особенность столкновений при ДТП на пересечении дорог?
— Большинство из них происходят со стороны борта одного из автомобилей, — объясняет Бахарев. — Это страшно тем, что другое транспортное средство чаще всего движется на полной скорости и, по сути, врезается в стоящее препятствие. В случае с фронтальными или тыловыми столкновениями машина более защищена, хотя это во многом зависит от скорости, при которой происходит удар. При боковом столкновении все, что отделяет водителя или пассажиров от другого автомобиля, — двери. Боковые подушки безопасности не слишком распространены и встречаются, как правило, на дорогих автомобилях.
При этом, говорит эксперт, ночью средняя скорость движения повышается, и тяжесть повреждений людей и автомобилей в связи с этим становится куда более высокой. Здесь несколько факторов сочетаются не в пользу потенциальных участников ДТП — темнота, усталый водитель за рулем автомобиля, спешка и желание побыстрее добраться в точку назначения.
— Человек хочет побыстрее попасть домой, не останавливаясь, ему кажется, что каждая лишняя секунда в пути отдаляет его от цели, — говорит Бахарев. — В таких условиях поле зрения у водителя сохраняется, а поле внимания уменьшается, ему не хочется переводить взгляд из стороны в сторону. Так устроена наша физиология. Также, исходя из богатой практики разбора ночных ДТП, могу сказать, что большинство из них случается в последние 15 минут планируемого пути. Когда человек уже почти добрался до цели, у него происходит ослабление концентрации.
По словам эксперта, даже днем бывает трудно оценить скорость приближающегося автомобиля и расстояние до него. А в темное время суток — это вообще невозможно. Для водителя встречные машины превращаются буквально в один огонек фар.
Бдительность и бодрость
Как же избежать опасных ситуаций и не оказаться участником ДТП в темное время суток? Нужно исключить несколько неблагоприятных факторов, которые могут напрямую сказаться на вашей способности управлять автомобилем. Прежде всего никогда не садитесь за руль, если вы устали. Хороший водитель — бодрый водитель.
— Когда вы едете на дальнее расстояние, есть простое, но очень эффективное правило, — напоминает Бахарев. — Провели три часа в пути — минут на 30 остановитесь. Выпейте кофе, отдохните, пройдитесь. Это позволит правильно распределить силы на весь день или ночь.
Но даже если вы собираетесь проехать по городу, то лучше заранее спланировать маршрут. Оценить, какие есть «узкие» или опасные места, прикинуть, сколько нужно времени добраться до цели. Выходить из дома лучше всегда с запасом.
— Сейчас чаще всего определить время в пути водителям помогает навигатор, — говорит Бахарев. — Это гениальное изобретение, но в данном случае оно играет против вас, указывая минимально возможное время до точки назначения. Случаи, когда куда-то приезжаешь быстрее навигатора, скорее относятся к водительским «байкам». А вот если вы приехали позже обещанного, это норма. Закладывайте на это 20-30 процентов времени от первоначального плана. Тогда не нужно будет торопиться, превышать скорость и рисковать.
Действительно, в ночное время суток загруженность дорог заметно меньше, что провоцирует многих водителей ехать быстрее, чем определено знаками. А иногда даже быстрее разумного. Какой водитель не любит быстрой езды, да еще по пустой трассе? Увы, такая поездка с ветерком может закончиться очень печально.
С одной стороны, в ночное время суток на дороге меньше автомобилей, значит, ниже вероятность совершения ДТП. В то же время фактор внезапности заметно выше, а значит, у водителя гораздо ниже шансы противодействовать опасности. Поэтому нужно быть еще более собранным, чем днем. Тем более при проезде перекрестков. На многих из них, к примеру, ночью отключают светофорное регулирование, и даже водителя со стажем это может поставить в тупик.
— Когда едешь за рулем, бдительность должна быть такой, как будто вы во дворе вместе со снятой с привязи собакой, — приводит Бахарев слова одного из знакомых экспертов по безопасности движения. — Не факт, что вы ее вообще увидите, что она собирается на вас напасть и что она вообще здесь есть. Но ощущение, что рядом источник опасности, нужно сохранять постоянно. Также нужно отметить, что чем опытнее водитель, тем ниже его бдительность — он слишком часто сталкивался с потенциально опасными ситуациями, которые заканчивались ничем.
Кроме того, есть один универсальный совет, подходящий не только в данной ситуации. В любых обстоятельствах соблюдайте правила дорожного движения!
— ПДД — это язык, позволяющий общаться между собой всем водителям и представителям других категорий участников дорожного движения, — подчеркивает Бахарев. — И если я в обычном общении с людьми начну придумывать собственные слова, то мы перестанем понимать друг друга. То же справедливо и на дороге, где нужно быть заметным и главное — понятным. Каждый маневр должен «считываться» другими, не становиться для них сюрпризом. Применяйте правила в действии, пользуйтесь опытом, который выработан десятилетиями, и тогда вы никогда не узнаете, что такое ДТП на перекрестке.