Российскому теннису — 150 лет!

Telegram Дзен
Какие важные темы были затронуты на ПМЭФ-2025.

С 18 по 21 июня в Санкт-Петербурге прошел международный экономический форум (ПМЭФ-2025). Одно из интересных событий форума — специальная сессия «150 лет российскому теннису: смена поколений и взгляд в будущее», посвященная юбилею отечественного тенниса и его перспективам развития. Модератором дискуссии выступила Надежда Петрова — бронзовый призер Олимпиады в Лондоне, обладательница Кубка России и основатель детской теннисной школы. Помимо именитой теннисистки, спикерами стали председатель правления футбольного «Зенита» Александр Медведев, основатель российского бренда одежды NEVA Алиса Лобанова и генеральный директор компании «Русский уголь Сибири» Олег Харламов.

Участники обсудили вопросы, касающиеся прошлого, настоящего и будущего тенниса в России. Ключевые темы сессии:

Фото пресс-служба Надежды Петровой

Очевидный вывод — инвестиции в молодых спортсменов и внимание к их подготовке — залог появления новых чемпионов в будущем.

Александр Медведев, представляющий профессиональный спорт как председатель правления ФК «Зенит», отметил важность большого спорта как ориентира для молодежи: без успехов на высшем уровне, без кумиров и примера для подражания не будет ни массового увлечения спортом, ни притока детей в секции. Вложения в спорт высших достижений и работа с юными талантами должны идти рука об руку. Энтузиазм чемпионов вдохновляет новое поколение.

«Кубок Надежды»: поиск талантов в регионах

Теннисистка Надежда Петрова представила на форуме свой социальный проект — турнир «Кубок Надежды», направленный на поиск и поддержку юных талантливых теннисистов по всей стране. Петрова поблагодарила министра спорта РФ Михаила Дегтярева за возможность провести дискуссию на стенде Минспорта России, президента ФТР России Шамиля Тарпищева — за содействие в организации турнира. Проект действительно значим для спортсменки, ведь ее собственная карьера начиналась в регионе и она хорошо знает, как важно дать детям из глубинки шанс на развитие.

«Кубок Надежды» планируется реализовать в сотрудничестве с ФТР, и он станет своеобразным лифтом для юных дарований. По словам Петровой, важно обеспечить талантливым детям качественные условия для роста в спорте. Проект дает шанс ребятам из регионов проявить себя и получить профессиональную подготовку как под руководством самой Петровой, так и тренеров региональных отделений ФТР. В 2025 году в рамках «Кубка Надежды» намечены серии мастер-классов — в планах выезды во Владивосток и Самару. В дальнейшем география расширится: ожидается проведение мастер-классов и в других городах. По итогам отборов наиболее перспективные юные теннисисты примут участие в финальном турнире «Кубок Надежды», где смогут побороться за победу и внимание тренеров.

Начинать с поддержки детей — самое мудрое решение, ведь все самые титулованные и именитые спортсмены были детьми и нуждались в поддержке. Тогда они еще не предполагали, что принесут радость близким и большие победы стране. За те самые 150 лет, что существует российский теннис, он взрастил многих чемпионов: в разные годы крупнейшие турниры выигрывали Мария Шарапова, Анастасия Мыскина у женщин, а у мужчин — Евгений Кафельников, Марат Сафин и Даниил Медведев. Сборные нашей страны выигрывали Кубок Дэвиса и Кубок Федерации, спортсмены принесли восемь олимпийских наград. Поэтому всесторонняя поддержка юных игроков очень важна во все времена.

Даниил Медведев.
Фото AFP

Доступная экипировка и поддержка отечественных брендов

Одной из центральных тем сессии стала доступность спортивной экипировки для детей. Алиса Лобанова, основатель российского бренда одежды NEVA, рассказала о запуске первой детской спортивной коллекции, созданной совместно с теннисной школой Надежды Петровой.

По ее словам, задача — сделать форму для юных спортсменов доступной по цене. «Ни один талант не должен остаться за бортом из-за цены на кроссовки или футболку», — подчеркнула основатель российского бренда одежды NEVA. На ПМЭФ-2025 Алиса Лобанова представила комплекты формы для юных теннисистов в двух вариантах дизайна: в фирменном стиле теннисной школы Петровой и в цветах государственного флага России. Неслучайное совпадение с национальной символикой делает форму источником вдохновения и гордости для детей: спортивная форма — это не просто одежда, а символ команды, дисциплины и любви к своей стране. Основатель российского бренда одежды NEVA также высказалась за введение единой спортивной формы в школах в расцветке российского триколора, чтобы с детства прививать уважение и гордость за свою страну.

Алиса Лобанова отметила, что познакомиться с первыми образцами новой экипировки можно на площадке «Покупай российское» в рамках конкурса «Знай наших», организованной Агентством стратегических инициатив и Фондом «Росконгресс» при поддержке ВЭБ.РФ.

Поддержка молодых российских брендов стала отдельной темой форума. В своем выступлении на ПМЭФ Президент России Владимир Путин подчеркнул, что за 2024 год российские предприниматели зарегистрировали около 77 тысяч товарных знаков, что на 12% больше, чем годом ранее. По его оценке, рост числа брендов свидетельствует о развитии бизнеса, и для помощи компаниям в продвижении запускаются специальные программы.

Таких проектов, который, по словам Президента, зарекомендовал себя как «настоящий бизнес-лифт». В нынешнем сезоне конкурс привлек более 12 тысяч заявок со всей страны, почти в 2,5 раза больше, чем годом ранее, бренд NEVA — стал финалистом конкурса.

Однако важно не только количество вышедших на рынок новых марок, но и качество и цена их продукции. Родители юных спортсменов давно бьют тревогу, что экипировка для большого спорта стоит очень дорого и часто неподъемна для семейного бюджета. Теннис — не исключение, поэтому решение Алисы Лобановой заняться выпуском доступной формы для профессиональных теннисистов весьма своевременно.

Теннисистка Надежда Петрова и основатель российского бренда одежды NEVA Алиса Лобанова.
Фото пресс-служба Надежды Петровой

Партнерство государства и бизнеса во имя спорта

Олег Харламов, генеральный директор компании «Русский уголь Сибири», особенно заинтересован в развитии детского тенниса — его дочь серьезно занимается этим видом спорта и уже выступает на турнирах.

Харламов поделился личным опытом, что много путешествует с дочерью по соревнованиям и видит сложности, с которыми сталкиваются юные спортсмены из регионов. Россия — огромная страна, и даже если у семьи есть ресурсы, ребенку из дальнего региона пробиться наверх нелегко. Нужно решить массу задач: от поиска квалифицированных тренеров до покрытия расходов на инвентарь, проезд и участие в турнирах. «Понимаю, что если нам при наличии возможностей бывает сложно, то что говорить о семьях, где ресурсов просто нет», — отметил Харламов, призывая задуматься о равных шансах для всех детей.

Харламов убежден в огромной роли государственно-частного партнерства в развитии спорта. Частный бизнес способен вместе с государством закрыть эти потребности. Партнерство позволяет быстрее запускать инициативы и гибко адаптироваться к особенностям регионов. Это тот формат, где выигрывают все, а главное — выигрывают дети.

Фото пресс-служба Надежды Петровой

Харламов заявил, что его компания готова поддержать инициативу Петровой, ведь она «объединяет смысл, масштаб и реальную пользу для юных спортсменов из разных регионов». Такой личный подход бизнесмена наглядно показывает, как синергия государства и частных компаний может стать двигателем позитивных изменений.

Синтез усилий спортсменов, бизнеса и государства, обсужденный на ПМЭФ- 2025, дает надежду, что впереди у российского тенниса не менее яркие страницы.