Со времени первой операции по смене пола у человека прошло почти сто лет, со дня дебюта трансгендера в большом спорте — почти полвека, но полыхать эта тема начала именно сейчас. Дело в том, что до недавнего времени выступления таких персонажей в крупных соревнованиях были единичными и воспринимались как экзотика, на распределение медалей они не влияли. Но как только бывшие мужчины и интерсексы начали прорываться на ведущие позиции в женском спорте, тема приобрела скандальный оборот. И дело уже не только в наградах. Дискуссия достигла таких философских вершин, что начала затрагивать основы нашей цивилизации, формировавшиеся не менее пяти тысячелетий.
Бывшие мужчины — призер чемпионата мира по тяжелой атлетике Лорел Хаббард, победительницы чемпионатов NCAA легкоатлетка-барьеристка Сиси Телфер и пловчиха Лия Томас, боец ММА Алана Маклафлин, а также гиперандрогенные чемпионки в беге на средние дистанции Кастер Семеня, Кристин Мбома, Беатрис Масилинги и Франсин Нийонсаба... Все это слишком серьезные спортсменки, чтобы сводить разговор о них к «личному чудачеству». Больше того, этот разговор выходит далеко за пределы спорта, который сейчас оказался форпостом борьбы против попыток под видом «прогресса» и «равенства» перечеркнуть едва ли не всю историю человечества.
Инь и Янь
В современном мире спортивные принципы оказались чуть ли не главным оплотом «сексизма» и «эйджизма». Если в большинстве сфер нашей жизни жесткое разграничение по полу и по возрасту называют дискриминацией, то в спорте это — гарантия честной борьбы. Впрочем, с гарантией как раз возникли неожиданные проблемы. Выяснилось, что современная наука, научившаяся редактировать ДНК и разгонять бозоны до скорости света, не в состоянии провести четкую грань между мужчиной и женщиной. В том числе из-за того, что часть ученых убеждены: эта самая грань стараниями природы очень зыбка, и определить универсальные критерии здесь практически невозможно.
Для спорта такой подход — настоящий кошмар. Ведь для допуска к женским соревнованиям уже забракована куча методов: визуальный осмотр специалиста (как унижающий человеческое достоинство), проверка хромосомного набора (как антинаучный метод) и даже вычисление уровня в крови мужского гормона тестостерона (поскольку нет научных данные о том, как он связан с улучшением результатов). При этом непонятно, почему поход в туалет в присутствии допинг-офицера — это «борьба за чистый спорт», а проверка пола у гинеколога или андролога — это «унижение человеческого достоинства». Но в любом случае, гендерный вопрос в спорте сейчас настолько политизирован, что шансов на объективные научные решения не осталось.
Достоверно известно лишь то, что в циклических и силовых видах спорта различия в результатах мужчин и женщин составляют от 10 до 20 процентов. Но является ли это следствием заложенного в нашу биологию полового диморфизма (разных физических возможностей представителей разного пола) или проблема — в неразвитости женского спорта? Здесь мнения расходятся. Понятно, что тренированная и генетически одаренная женщина наверняка сильнее и выносливее нетренированного мужчины. Но победить элитных спортсменов-мужчин в одном и том же виде спорта даже самой гениальной женщине в данный момент невозможно. Так является ли это свидетельством того, что женщины являются «слабым полом»?
В плане силы духа, работоспособности и благородства ответ на этот вопрос — однозначно отрицательный. Но как насчет физической силы? Здесь приходится вспомнить о традициях большинства культур нашей цивилизации, которые максимально подчеркивают гендерные различия, в особенности во внешнем виде. Женственность для женщины — добродетель, а мужиковатые дамы обычно выпадают из эстетических канонов, как и утонченные мужчины. В спорте в этом плане есть особенности, но унисекс до недавнего времени положительно воспринимался только в экипировке. До тех пор, пока на соревнования в массовом порядке не хлынули трансгендеры, квиры и люди, бравирующие своей нетрадиционной ориентацией.
Секса больше нет?
Один из аргументов защитников трансгендеров в женском спорте: пол в эпоху равенства и феминизма — не более чем «телесный конструкт». Он не влияет ни на социальный статус человека, ни на его привычки, ни на быт. Якобы между мужчиной и женщиной только «незначительные физические различия». А диморфизм в человеческой популяции по такой логике — явление не биологическое, а социальное и скоро будет изжит. А пока этого не произошло, в том же спорте открывается невероятная и пока что абсолютно легальная возможность для «гендерного допинга».
Например, в 10-12 лет (в этом возрасте грамотный специалист вполне способен определить спортивные перспективы ребенка) будущая спортсменка ради возможности пережить мужской пубертат может быть превращена в мальчика, а потом, лет в 17-18, вернуться к изначальному полу — и, обладая мужским телом, начать громить соперниц в женском спорте. Это звучит как безумная дикость и нарушение любых законов этики. Но, если пол, по мысли защитников спортсменов-трансгендеров, это всего лишь «конструкт» и не является ключевым фактором в структуре человеческой личности и его судьбе, то в чем в принципе проблема?
На самом деле проблема даже не в спорте. Отменив различия между мужчиной и женщиной, можно решить не только судьбу неких медалей, но и отменить всю нашу цивилизацию. Возник половой диморфизм от природы, или это социальный эффект, но на протяжении как минимум последних пяти тысяч лет это основа человеческого общества и основа многих языков, где есть разные грамматические формы для мужского и женского рода. Мы все знаем мифы об амазонках и матриархате, но это мифы. В реальности — «мужчины — с Марса, женщины — с Венеры». И этим мы и интересны друг другу, помимо чисто сексуального влечения. Если равенство победило окончательно и люди — только «конструкты», тогда мы мало чем отличаемся от насекомых.
Это не спор сторонников левого либерализма и правого консерватизма — он закончился, когда человечество в целом отказалось в отношении женщин от домостроевских установок, запрета на профессии и прочих признаков угнетения и дискриминации «слабого пола». Собственно, отмена этих запретов и породила женский спорт, который еще в конце XIX века существовал только на цирковой арене. Но теперь именно в спорте продвижение трансгендеров уничтожает не только принципы фейр-плей и эстетику женских соревнований, но и подрывает основы цивилизации. И защита прав меньшинств в такой ситуации — последнее, о чем нужно беспокоиться.
На протяжении истории человечества культурная и политическая элита неоднократно заводила человечество в биологический и нравственный тупик. Кровосмешение в Древнем Египте и Римской империи, евнухи на средневековом Востоке, расовые селекционные проекты в Европе в XX веке — все это придумали не идиоты-вредители, а самые просвещенные люди своего времени. Есть полное ощущение, что нынешнее наступление трансгендеров в спорте — из той же серии. И это безумие нужно остановить. Хотя бы ради нашего выживания.