«У меня два таланта: я педагог и охренительно пишу некрологи». Последнее интервью Василия Уткина

Спортивный комментатор Василий Уткин умер в возрасте 52 лет
Telegram Дзен
О профессии, зрителях и отношении к комментаторам.

Ушел из жизни Василий Уткин. Культовый журналист и комментатор скончался в Москве на 52-м году жизни.

Всего неделю назад Уткин появился в подкасте, в прошлый четверг выпустил очередной выпуск «Футбольного клуба», а две недели назад дал последнее большое интервью YouTube-каналу Галины Юзефович — о литературе, журналистике и некрологах.


***

«Профессия комментатора — самая телевизионная. С одной стороны, ты являешься главным действующим лицом внутри своего жанра. С другой стороны, ты не знаешь, что произойдет в следующую секунду, и ты не главное действующее лицо. Это удивительная школа. Потому что телевидение — жанр эгоцентричный в первую очередь. А тут все висит на тебе, но ты не главное действующее лицо».

***

«Никто другой не сталкивается на постоянной основе с тем, что твой зритель в этот момент испытывает очень сильные эмоции. Зритель беззащитен. Поэтому комментаторская работа очень мемная. Она падает на голый нерв, падает на вспаханную почву. Ну, было бы чему падать, конечно».

***

«За что любят комментатора? Комментатора ненавидят! Во-первых, он всегда болеет не за ту команду. А это вполне может быть — он же не судья, не влияет на игру. Разумеется, ты болеешь за наших, когда они играют против ненаших. Но опять же, могут быть любимые персонажи. Просто в сложной картине предпочтений, потому что комментатор находится на близком расстоянии: ты мог за кого-то болеть в детстве, а потом выясняется, что тренером этой команды назначают мудака. Или, например, появился футболист, который тебе страшно интересен, ты получаешь удовольствие от наблюдения за ним. Но вот он играет за другую команду.

Я уже давно не болельщик. Но в каждом матче за кого-то обязательно болею. Зритель это не считывает — он вообще в этом ничего не понимает и считывает только то, что у него в голове. Он сам себе все додумывает. Это проще проследить на журналистских текстах, чему бы они ни были посвящены. Люди же реагируют на то, что им близко. Вот они могут кусок предложения воспринять, а все предложение — нет. И это регулярно происходит! Людям вообще неинтересно, о чем ты им пытаешься рассказать!»

***

«Я когда-то давно видел промо фотоаппарата нового поколения, в котором ты уже после съемки можешь на чем-то сфокусироваться. Таким же способом можно издеваться над знакомыми футболистами. Например, провести репортаж и вообще не называть какого-то одного человека. Болельщики потом говорят: «Что-то он был незаметен на поле — неудачный матч провел». Я это, может, раза три в жизни себе позволял. Однажды не назвал ни название одной из команд, ни ее футболистов».

Фото Алексей Иванов, архив «СЭ»

***

«Николай Озеров был очень добрым. Анна Дмитриева любит говорить: «Пойми, Вася, дядя Коля никого ничему не мог научить». Могу ли научить я? У меня есть два таланта: я педагог и совершенно охренительно пишу некрологи».

***

«Однажды в Медведкове — недели за две до того, как мне стукнул полтинник, — ко мне подошел мужик: «Василий, я вырос на ваших репортажах». Я спросил: «Извините, а сколько вам лет?» Оказалось, ему 52 года».