ДО ОЛИМПИАДЫ-2012 - 4 ДНЯ
Чемпионка, студентка и просто красавица рассказала "СЭ", как ей из раза в раз удается укладывать соперниц на лопатки.
Поймать интересующего тебя спортсмена перед самыми Играми крайне непросто. Да практически невозможно! Суета, сумбур, постоянные переезды со сбора на сбор - выкроить в эти дни и толику времени нашим олимпийским надеждам порой не под силу. Пришлось подключить к делу все имеющееся упорство, и с Воробьевой мы все-таки поговорили - она разбирала вещи в своей петербургской квартире и готовилась на следующий день отбыть в Белоруссию, в заключительный тренировочный лагерь.
- Не надоело вам, Наталья, постоянно перемещаться с места на место?
- Надоедает, конечно. Однако трезво сознаю, что сейчас идет конкретная подготовка к Олимпийским играм, и без этих сборов никак. Правильное питание, тренировки, спарринги - все это очень важно. Тем более что мучиться осталось три недельки, а затем можно будет спокойно отдохнуть.
- Наверное, сложно постоянно видеть одни и те же лица?
- У девочек и тренеров лица очень приятные (смеется). В этой сборной сложилась по-настоящему теплая, дружеская обстановка, и мы ею очень дорожим.
- С приходом к руководству командой профессора Юрия Шахмурадова заметно изменился тренировочный коленкор: если раньше вы почти безвылазно сидели в Чехове, то теперь предпочтение отдается среднегорью. Отличия вам понятны?
- Смена обстановки - это благо. В Подмосковье действительно все приелось. А приезжаешь в новое место, осмотришься - и появляется реальный интерес. И тут уже сбор заканчивается (смеется). В Кисловодске и Адлере отличные базы. Нам вообще созданы грандиозные условия: насколько я понимаю, все, что необходимо, министерство спорта и федерация готовы нам предоставить.
- Работа с опытнейшим Шахмурадовым пришлась вам по душе?
- Он сразу нашел общий язык со всеми спортсменками, и мы Юрия Аванесовича полюбили. Да вообще все положение дел в команде поменялось. Шахмурадов подготовил не одного олимпийского чемпиона, что тут говорить. Знает свое дело и не делит спортсменок на любимиц и остальных. Ко всем относится одинаково. Главное для Шахмурадова - уровень борьбы.
- Шахмурадов два месяца назад сказал мне: у Воробьевой есть перспектива стать настоящей звездой.
- Нам-то, понятно, тренеры подобные мысли не озвучивают. Иначе расслабимся. Они только ругают и подгоняют, но в этом-то и кроется их сила.
- Ваши интервью разным изданиям растут в геометрической прогрессии. Сладка она, популярность?
- Совсем не задумываюсь об этом, честно говоря. Сейчас голова забита только Играми, и ничем больше.
- Сборная недавно совершила экскурсионный вояж в Красную Поляну. Не жалеете, что зря потратили время?
- Горы, подъемники, строящиеся олимпийские объекты - все это было в диковинку. Представляю себе: скоро по склонам будут мчаться спортсмены и бороться за медали. Впечатляет.
- Вам зимний спорт нравится?
- Еще бы! С удовольствием покаталась бы на сноуборде. Вообще люблю чувство опасности. Но в данный момент мой вид спорта для меня намного важнее. Оно и понятно: риск травмы ни к чему. Хотя вполне можно и на лестнице упасть да что-нибудь себе сломать. Так что стараюсь как можно бережнее относиться к своему организму, мне и на ковре хватает травм.
- В этом году вы произвели фурор двумя разгромными победами над многократными чемпионками мира - Станкой Златевой из Болгарии и японкой Киоко Хамагути. Причем если c массивной Златевой вам пришлось повозиться в стойке, то японку вы сразу перевели в партер. Громкие победы увеличили вашу самооценку?
- Да нет, обычные схватки. Куда больший интерес они вызвали у журналистов. Может, и девчонки были готовы не на сто процентов. Златева и Хамагути - мои основные соперницы. Если на Играх обе прибавят в два-три раза, не удивлюсь.
- Но чувствуете в себе силы "вынести" любую спортсменку?
- Если психологически правильно подойду к главным схваткам, буду хорошо готова функционально - почему нет?
- Процентов семьдесят побед, по моим подсчетам, вы одерживаете на туше. Нетипичное, однако, явление для женской борьбы. На внутреннем уровне соперницы вас уже побаиваются?
- К тому, кто положил тебя на туше, у борца появляется личный счет. Не то чтобы врага себе создаешь, но отомстить ой как хочется. У меня по крайней мере так.
- Неужели и вас на лопатки клали?
- Знаете, было и такое. В Красноярске проиграла россиянке: у меня вылетала ключица, и то был первый почти за год турнир. Бездарно отборолась, что говорить. А в конце просто легла, не было никакого желания продолжать схватку.
- Ну а потом-то что стало с этой соперницей?
- Выиграла у нее дважды.
- Если правильно понял, поражение на туше можно приравнять к унижению?
- Для борца высокого уровня - да. Не очень приятные ощущения, я вам скажу.
- Вы много и активно боретесь ногами, хотя из женщин этого почти никто не делает. Откуда у вас такая манера?
- Тренеры всегда учили, что должна быть третья рука (смеется). Так что стараюсь работать ногами, как руками.
- Мне кажется, ваш стиль ведения схватки несколько ломает стереотип о женской борьбе - динамичной, но малотехничной.
- Со стороны виднее. Я просто выхожу на ковер и делаю то, что умею.
- Когда впервые поняли, что из вас получится действительно сильная спортсменка?
- Если честно, до сих пор в это не верю. Великой себя точно не чувствую. Скорее - сильным человеком. Если человек сильный, есть дух, воля и соответствующая подготовка - на ковре он все докажет.
- Слабый духом может стать борцом?
- Нет. Такому даже физическая сила не поможет.
- Какую публикацию о вас ни открой, всюду одно и то же вступление: "Девушка из далекого сибирского городка Тулун…" Не раздражает?
- Это действительно очень маленький, затерянный в Иркутской области городок. Людям интересно, что же меня подвигло записаться в секцию вольной борьбы.
- Есть принципиальные различия между вами, сибиряками, и жителями центральной части России?
- Есть. У нас люди именно что сибирские, закаленные. А здесь - более расслабленные и непринужденные. И мыслят все больше европейскими стереотипами.
- Морозы переносили запросто?
- Раньше на холода не обращала никакого внимания, ведь постоянно было холодно. Теперь же, приезжая домой, боюсь выходить на улицу. Почему-то прежде и не замечала, что столбик термометра опускается до минус сорока и даже пятидесяти. Это казалось нормальным. Сейчас же даже минус тридцать ощущаю. Наверное, когда взрослеешь, а я уехала в шестнадцать, то есть фактически ребенком, некоторые вещи начинаешь чувствительнее воспринимать.
- В детстве, читал, вам строго-настрого запретили бороться на соревнованиях с мальчиками. Почему?
- Обижались, что я у них выигрываю - и бросали борьбу.
- Нынче со спаррингами проблем не возникает?
- В основном стою в парах со своими тренерами, они чуть крупнее по габаритам. Наставники поддаются мне, так что работаем.
- Многие до сих пор не слишком серьезно относятся к женской борьбе. Сердитесь?
- У всех свое мнение. Вот ребята думают, что женская борьба - это несерьезно, мол, женщина должна сидеть дома, воспитывать детей и варить борщ. Но на дворе другие времена! Сейчас у женщин есть власть, есть слово, есть бизнес. Мы становимся полностью самостоятельными, и многих это бесит.
- Вы, стало быть, обеими руками за эмансипацию?
- Именно так. Каждый человек должен иметь возможность самоутвердиться так, как он считает нужным.
- У вас имеются и недоброжелатели. В личном профайле на сайте федерации кто-то усиленно желает вам все на свете проиграть и вообще завязать со спортом. Уж не конкурентки по категории так стараются?
- Кто пишет - не знаю. Расследовать мне неинтересно. Лично я врагов не имею. Хотя как там в пословице? Друзья приходят и уходят, а враги накапливаются.
- Что для вас в спорте самое неприятное?
- Сгонка веса, безусловно. Пусть я с ней давненько и не сталкивалась.
- От Игр вы ждете…
- …только золотой медали. И никак иначе.
- Вас не пугает неумолимое приближение Олимпиады? Все-таки дебют всегда ожидаем и волнующ.
- Я ко всему отношусь спокойно. Для меня Игры - как рядовые соревнования. Требуется, как обычно, выйти, отбороться и уйти. Ну и, конечно, сделать все, что в моих силах. В то же время не исключаю, что, когда сама увижу олимпийские объекты, начнет потряхивать.
- Многократный призер чемпионатов Европы Наталья Смирнова закончила карьеру и вошла в тренерский штаб сборной. Рассказывает, что ее основная задача - работа именно с вами. Как взаимодействуете?
- Еще когда Наталья Владимировна сама тренировалась, мы вместе ездили на турниры, она всегда за мной присматривала как старшая сестра. Направляла в работе, указывала, что и как делать. Смирнова желает мне всяческих успехов. Тренеры, видимо, все это увидели - и попросили ее меня опекать.
Дмитрий ОКУНЕВ