LONDON-2012
Несмотря на ужесточение мер по борьбе с допингом, никто не уверен, что Игры обойдутся без скандалов. Даже руководители Всемирного антидопингового агентства (WADA), чья пресс-конференция состоялась в олимпийском медиацентре перед стартом соревнований.
Дмитрий СИМОНОВ
из Лондона
Олимпийские и Паралимпийские игры-2012 установят рекорд по количеству допинг-тестов. Это уже точно известно. Предполагается, что проверкам подвергнется половина всех участников, в том числе абсолютно все медалисты. При этом количество взятых проб может достигнуть 6250.
Но станет ли Олимпиада-2012 самой чистой и как частота проверок повлияет на результаты? Отпугнет ли рекордное число допинг-тестов потенциальных нарушителей или, наоборот, вскроет еще больше нарывов, чем раньше? Ответа не знает никто, и WADA продолжает придерживаться жестокого принципа, озвученного на днях председателем UKAD, британской антидопинговой организации, уполномоченной вести незримый бой с допингом во время Олимпиады: "Кто пытается обмануть систему, того мы постараемся выявить и наказать".
Пусть даже система эта столь же далека от идеала, как Олимпийские игры - от чистоты.
ЖУТКАЯ МАТЕМАТИКА
Выводить спортсменов на чистую воду призван лондонский антидопинговый центр, созданный на базе лаборатории допинг-контроля King’s College. На время Олимпиады и Паралимпиады там увеличат производительность в несколько раз. Лаборатория будет работать круглосуточно, максимальная скорость проверки составит 24 часа, а за день ее сотрудники (их будет около тысячи, 150 из которых - это непосредственно ученые, специалисты по обнаружению допинга) исследуют около 400 проб. Обычно центр осиливает такие объемы примерно за месяц.
Любопытно, что гендиректору WADA Дэвиду Хоуману на пресс-конференции в среду вечером припомнили его собственную фразу о том, что каждый десятый спортсмен может оказаться "меченым". Хоуман стал отнекиваться:
- Я не давал прогноз, а лишь говорил об опасениях. Может, это будет каждый десятый, а может, каждый двадцатый - никто не знает, все волнуются. Наша задача - с одной стороны, уважать интересы спортсменов, а с другой - не терять бдительность.
И все же если руководствоваться математикой Хоумана и каждая из шести с лишним тысяч проб будет положительной, то поймают более шестисот человек. Жутковатая математика, явно не имеющая ничего общего с реальностью.
WADA ПРОСИТ ДЕНЕГ
Два босса WADA, президент Всемирного агентства Джон Фэйхи и гендиректор Хоуман, распределили роли на пресс-конференции по давно проверенной схеме. Г-н Фэйхи был добрый полицейский. Г-н Хоуман - злой.
Речь г-на Фэйхи местами напоминала проповедь, местами - спич грамотного пиарщика. К примеру, он элегантно препарировал суть задач, стоящих перед WADA: не вылавливать допинговых преступников, а "защищать права честных и чистых спортсменов в борьбе с нечестными и нечистыми".
- Тем, кто принимает допинг, придется с этим жить, огромное пятно навсегда ляжет на ваше имя, до конца ваших дней! - взывал Фэйхи через прессу к благоразумию атлетов. - Если вы принимаете допинг, последствия будут чудовищными! Обман приведет к катастрофе. Вы разочаруете всех, кто в вас верит и за вас болеет. Тех, кто вас поддерживает. В некоторых случаях - тех, кто за вас платит.
Тема денег вплеталась в речь президента WADA весьма гармонично. В какой-то момент он элегантно намекнул, что хорошо бы увеличить "инвестиции в антидопинговые исследования".
- Эта тема волнует меня больше всего, - не стал скрывать Фэйхи. - Если мы хотим поступать разумно и идти в ногу со временем, то нужны новые исследования. А сказать: "Ну, мы сделали все что могли..." - это же просто. Мы прекрасно понимаем, что у большинства правительств иные приоритеты и безграничного количества средств никто не даст. Нам ничего не остается, как искать пути сокращения расходов.
ПРОВЕРЯЙ, НЕ ДОВЕРЯЙ
Как только вопросы касались острых тем или конкретики, г-н Фэйхи подключал к разговору г-на Хоумана. Того спросили, верит ли он, что Игры-2012 станут самыми чистыми в истории Олимпиад.
- Спрашивайте лучше у спортсменов! - честно ответил Хоуман. - Ответственность лежит на их плечах. Все что от нас зависит, мы сделали. Есть программа. Есть правила. Есть протокол. Чего еще можно ожидать от тех, кто занимается борьбой с допингом?
- И все же, что думаете вы лично о, возможно, самых чистых Играх?
- Я слишком циничен, чтобы в это верить! - усмехнулся Хоуман.
На самом деле WADA, конечно, делает больше, нежели просто проверяет, выявляет и карает. Как не раз говорилось на пресс-конференции, с 2002 года функционирует программа Athlete Outreach Program. В ее рамках профессиональные увещеватели ведут со спортсменами, тренерами и врачами душеспасительные беседы о вреде допинга. В частности, в Великобритании на национальном уровне запустили программу под названием "100% Me" - "Стопроцентный я", а на международном "Win clean: Say no to doping" - "Побеждай чисто: скажи допингу нет".
Титанического эффекта беседы пока не возымели, учитывая, что допинг был, есть и будут есть, и, допустим, по словам Фэйхи, 107 потенциальных участников Олимпиады за последние месяцы и годы попались на запрещенных препаратах и лишились шанса выступить в Лондоне. С другой стороны, как церковь борется за спасение каждой грешной души, так и всякого спортсмена, отказавшегося от запрещенных веществ, можно считать достижением сотрудников разных антидопинговых программ.
ПРИШЛО ВРЕМЯ СТУКАЧЕЙ?
Президент Всемирного агентства несколько раз особо остановился на том, как к выполнению своей работы подходят в Британии. Этот подход - так называемый intelligence-led approach - основан на получении агентурных данных. Те же методы используют и британские правоохранительные органы, спецслужбы и прочие соответствующие организации страны. Допустим, Агентство по борьбе с особо опасной организованной преступностью (SOCA), с которой будут сотрудничать WADA и UKAD.
- Мы будем использовать многообразную информацию и тревожные сигналы, полученные из разных источников, - сказал Фэйхи. - Кроме того, UKAD будет анализировать допинговые риски в каждом виде спорта, возможности и методы применения разных видов допинга. Сотрудничаем со спортивным сообществом, широкой общественностью, фармацевтическими организациями, полицией, национальными антидопинговыми организациями...
Что такое "информация и сигналы из разных источников"? По большому счету это помимо прочего и донос. UKAD может получить "тревожный сигнал" от любого субъекта спортивного сообщества. То есть и от конкурентов "подозрительного спортсмена". Очевидно, что на этом фронте развернется незаметная болельщицкому глазу война. И UKAD с WADA придется очень постараться, чтобы зерна отделить от плевел, а действительно полезную информацию от клеветы якобы информированных стукачей.
ЛОЯЛЬНЫЙ ЛОНДОН
Впрочем, для спортсменов есть и хорошие новости.
- В Турине в 2006-м полиция порой даже врывалась в комнаты к спортсменам. В Лондоне-2012 такого не будет? - спросили у г-на Хоумана.
На самом деле помимо Италии, где употребление допинга по закону является уголовным преступлением, можно вспомнить и Ванкувер, где спортсменов регулярно гнали на сдачу анализов в пять утра, и многие атлеты жаловались, что недружелюбные и хамоватые сотрудники антидопинговых служб сбивают им сон, спортивный настрой и хорошее настроение.
- В Англии законодательство иное, чем в Италии, здесь все будет по-другому, - ответ Хоумана был краток, но понятен. Британский закон не столь суров, и по крайней мере облав и арестов прямо в Олимпийской деревне, судя по всему, удастся избежать. Что, однако, не снимает с олимпийцев ответственности перед теми, кто за них болеет, их поддерживает, а иногда, как уже было сказано, за них еще и платит.
Быстрее, новее, точнее
Лондонская Олимпиада обещает стать выставкой достижений высоких технологий - в первую очередь в плавании и легкой атлетике. С некоторыми из новинок ознакомился спецкор "СЭ".
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
из Лондона
Удивительно, но оказалось, что одно из самых важных устройств Олимпиады выглядит как обычный "видик" из девяностых годов - прямоугольный корпус, несколько кнопочек, тусклые индикаторы. В общем, ничего особенного, а между тем такой аппарат, который называется Quantum Aquatics, способен фиксировать время с точностью до миллионной доли секунды.
Всю подобную технику предоставляет швейцарская компания Omega - бессменный хронометрист олимпийского движения на протяжении уже 80 лет. Спорт за это время проделал огромный путь. В 1932 году мировой рекорд Джонни Вайсмюллера на стометровке вольным стилем составлял 57,4 сек. Достижение бразильца Сезара Сиелу, которое предстоит побить олимпийцам в Лондоне, - 46,91. Разница между этими результатами так же огромна, как между простым секундомером на цепочке и сложным компьютером, способным разделить мгновение на миллион частей. И даже не поймешь, кто за кем гонится - человек за машиной, или наоборот. Хотя, скорее всего, стоит говорить о гонке в тандеме.
Как бы там ни было, ни в одном из современных видов спорта сверхточность современных хронометров пока не требуется. В том же плавании, где будет работать умная машина Quantum Aquatics, официально фиксируются, как известно, только сотые доли секунды.
Но что если спортсмены покажут одинаковое время и займут одну ступень пьедестала, как, например, французы Лакур и Стравьюс, которые на последнем чемпионате мира разделили золото в стометровке на спине? Глава команды хронометристов Петер Хюрцелер, с которым спецкору "СЭ" удалось пообщаться на одной из тренировок пловцов в главном олимпийской бассейне, говорит, что в этом случае он в момент церемонии награждения будет единственным человеком на планете, который будет владеть информацией об истинном победителе.
- Раз технологии улетели так далеко вперед, почему бы не считать время с точностью хотя бы до тысячной? - спросил ваш корреспондент.
- Знаю, что в международной федерации об этом думали, однако идею пока не приняли. В самом быстром заплыве тысячная доля секунды это всего-то около двух миллиметров дистанции, но кто может дать гарантию, что даже этот великолепный олимпийский бассейн идеально ровный и на всех дорожках одинаковые условия? Вот если бы спортсмены плавали по очереди… но это, согласитесь, будет совсем не то.
Словно в подтверждение его словам один за другим к бассейну проследовали пловцы сборной США во главе с Райаном Лохте. Вместе они - сила. Но "одиночные заплывы" в их исполнении смотрелись бы, пожалуй, довольно тоскливо. Кстати, чтобы повысить зрелищность плавания, с этой Олимпиады будет применяться своеобразная графика и для тех, кто смотрит соревнования с трибуны. Если раньше сразу после финиша все смотрели на табло, то теперь понять, кто занял призовые места, можно будет с помощью специальной системы подсветки.
Что же касается всех тех мельчайших долей, которые будут бесстрастно фиксироваться сверхновыми хронометрами и достоянием гласности не станут, то они никуда не денутся. Уже после объявления результатов заинтересованные спортсмены смогут получить доступ к закрытой информации. В случае сомнений им покажут и точное время, и картинку с камеры, фиксирующей тысячу (!) кадров в секунду. Хюрцелер говорит, что такие прецеденты уже были. Наверняка они будут и в Лондоне.
Свои новшества есть и в легкой атлетике. Но там ими, однако, довольны не все. Так, новые стартовые колодки, пришедшие на смену модели, аналог которой был разработан еще в 1976 году, вызвали недовольство самого Усэйна Болта. Ямайский спринтер выразил опасение, что электронные колодки, пришедшие вместо механических, повлияют на его результат в Лондоне, и попросил производителя предоставить ему в Бирмингем образец для тренировок. Бесплатно этого делать никто не собирался, и в итоге Болт выложил за пару почти пять тысяч долларов.
- При этом остальные атлеты ничего плохого по поводу наших колодок не сказали, - отметил Хюрцелер. - Наоборот, высказали новинке полное одобрение.