ОЛИМПИАДА-2012
В пятницу в Лондоне прошла церемония открытия XXX летних Олимпийских игр.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Лондона
Честно сказать, под трибунами Олимпийского стадиона, что в лондонском районе Стрэтфорд, под вечер здорово пахло лошадьми. Нас, не знавших деталей шоу, это заставляло строить предположения. О том, например, почему допущенные на официальную репетицию церемонии открытия журналисты шепотом говорили всю пятницу: "Лондон может превзойти Пекин".
Нет, не может, исключено! Пекин это... Это что-то непревосходимое! Ту церемонию открытия буду помнить, пока жив!
Но ведь и коллеги-лазутчики помнят. Почему же они шептали такое?
Или вот, допустим, нам, сидящим в ложе прессы олимпийской арены, за полчаса до начала церемонии раздали картонные очки. Очень похожи на те, которыми снабжают зрителей в кинотеатрах 3D. Только одно стекло у этих очков красное, другое синее. На что через них предстоит смотреть? Оба моих соседа в ответ на этот вопрос лишь пожали плечами.
На самом деле шила в мешке не утаишь, и многие знали, конечно: в основу церемонии будет положена театрализованная история Туманного Альбиона. Что режиссер действа - английский кинорежиссер Дэнни Бойл, снявший "На игле", "Пляж" и "Миллионер из трущоб". Что планируется выступление сэра Пола Маккартни. Что все будет красиво, мощно и трогательно.
А пока это "будет" не наступило, вспомнился олимпийский Пекин и две тысячи китайских барабанщиков, просидевших на корточках в ожидании начала церемонии 45 минут, не шелохнувшись. Пробовали так сидеть? Попробуйте - взвоете после пяти. А китайцы сидели. Неужели англичане смогут их превзойти?!
Вспомнилось и другое. То, о чем сегодня почему-то никто не говорит. Уроженец села Хреновое Воронежской губернии Николай Александрович Коломенкин, выступая под фамилией Панин, 104 года назад победил великого семикратного чемпиона мира в фигурном катании шведа Ульриха Сальхова и стал первым отечественным олимпийским чемпионом. Было это здесь, в Лондоне. В колыбели, разрази меня гром, олимпийских побед России.
Что мы пережили за эти 104 года, сложно не то что описать - представить. Умирали, возрождались, ползли, летели. Были великой спортивной державой и советскими спортивными осколками. Но именно здесь, в Лондоне, зародилось то, что каждые четыре года Россия подтверждала и, верю, будет подтверждать. Наш спорт жив. Начатое Паниным-Коломенкиным не пошло прахом. Мы помним тот стародавний Лондон. И приветствуем Лондон сегодняшний.
...А вот на арену запустили кремовых английских овечек, гусей и коров. Вышли селяне, одетые по-средневековому. Дым из трубы домика повалил гуще. Загрохотала музыка. Пронеслась над стадионом пятерка истребителей английских ВВС, расцарапав небо красным и синим. И пошел дождь. Какой Лондон, какая Англия без дождя?! Мы разгоняем тучи, а они, поди, собрали их над Олимпийским стадионом ради аутентичности шоу. Да у нас тут все начинается, черт возьми!
Основательность - тоже Англия. Ведущий с помощницей пятьдесят минут объясняли 80 тысячам человек, что они должны сделать, чтобы стать полноправными участниками церемонии. Трибуны поняли и сделали, сработав на пять.
Сравнивать это с Китаем, разумеется, нет никакой возможности. В том числе и потому, что некоторую часть церемонии в голове наглым волчком крутилось одно: как же я люблю свою работу, позволяющую видеть, чувствовать, дышать этим! Но не только поэтому.
Все другое. Вообще. Не та тех принципах построенное, рассчитанное на другие рецепторы и вызывающее другие реакции. Что лучше - яркое или тонкое? Ироничное или пронзительное? Пагода или лев? Да разве сравнишь...
Режиссерские находки Дэнни Бойла иной раз вынуждали повременить с дыханием. Дети с шарами, лопающимися в такт секундам, что остались до открытия. Участники шоу вместо рабочих сцены, разбирающие декорации и уносящие их прочь. Выкованные из болтонской стали, еще не остывшие олимпийские кольца, парящие в воздухе. Елизавета Александра Мария и Дэниэл Крейг, то есть королева Великобритании, сыгравшая в ролике самое себя, и Джеймс Бонд, сиганувшие с вертолета с парашютом. Роуэн Аткинсон, он же Мистер Бин, - в роли клавишника Лондонского симфонического оркестра.
Мне не понравилось, как англичане представили величайший, восхитительный, толстейший пласт своей культуры - рок-музыку. Получилось немного натянуто и затянуто - орагнизаторы устроили из музыкального посвящения привычный им хипповый расколбас. Но не представить такое вовсе было невозможно: этот остров дарил и дарит миру счастье быть влюбленным в звуки, как ни одна другая территория Земли.
Из всего остального, церемониального, торчали огромные уши старушки-Англии - такой, какая она есть. Со своим особым вкусом, но не вовсе без него, с чувством меры и отсутствием явных перехлестов, с огромным уважением к своим святыням при полном отрицании раболепия перед ними же.
Нет, словом, на свете критериев, чтобы сравнить Пекин-2008 и Лондон-2012. Кроме одного, пожалуй. Китайцы сделали супер-шоу, англичане - просто отличную работу. Но они, кажется, и стремились ровно к этому. Скажи кто-нибудь Великобритании, что ей надо было переплюнуть Китай в постановочном искусстве, эта страна просто рассмеется в ответ. Кого переплюнуть? В чем-чем? Are you sure? Ну-ну.
Парад атлетов получился традиционно долгим. Всякий зритель, пожалуй, интересовался лишь одним коротким эпизодом - прохождением своей делегации. О российской, соответственно, и скажу. Не берусь оценивать цветовую гамму, но наша Маша в клешеных брючках и пиджачке была дивно хороша.
И последнее: олимпийский огонь с помощью довольно хитрой процедуры зажгла группа молодых ребят, отобранных звездами британского спорта. Единственное, чего я в настоящий момент не понимаю: с какой стати невысокая чаша огня, составленная из отдельных труб, будет торчать в центре поля Олимпийского стадиона все Игры.
А вот то, что я прекрасно понимаю: у Пола Маккартни во время исполнения Hey Jude от волнения заметно дрогнул голос.
P.S. В последний момент сосед по ложе прессы, англичанин, рассказал мне, что сложносоставной факел будет перенесен в то место арены, где во время церемонии открытия находился олимпийский колокол и эстрада. И мешать проведению соревнований огонь не будет.